Чистоговорка на с

Картотека чистоговорок по лексическим темам

Мария Воронова
Картотека чистоговорок по лексическим темам

Чистоговорка – это веселое, эффективное средство формирования правильной и красивой речи.

Всем детям нравится заниматься словотворчеством: рифмовать слоги, подбирать слова, придумывать нелепицы. Это очень увлекательное и полезное занятие. Дети с удовольствием сами придумывают чистоговорки, можно предложить нарисовать к ним иллюстрации.

Варьируем чтение чистоговорок: произносим громко, тихо, шепотом, быстро, медленно и с различной интонацией или голосом разным по тембру.

№1 «Ранняя осень. Уборка урожая»

Ад-ад-ад – осенний листопад

Жат-жат-жат –листья желтые кружат

Ая – ая – ая – красота какая!

Ру-ру-ру – я листочки соберу

Рю-рю-рю – листья маме подарю

Су-су-су – ищем мы грибы в лесу

Ов-ов-ов – много мы нашли грибов

Ину-ину-ину — мы нашли калину

Сем-сем-сем – ягоды домой несем

Жай-жай-жай – созрел в поле урожай

Ист-ист-ист – пашет поле тракторист

Оле-оле-оле – вспаханное поле

Ено-ено-ено – запасаем сено

Овь-овь-овь – убираем мы морковь

Ай-ай-ай – славный урожай

Щей-щей-щей – много разных овощей

№2 «Огород. Овощи»

Од-од-од – идем мы в огород

Ай-ай-ай – в огороде урожай

Офель-офель-офель – копаем мы картофель

Ай – ай – ай — собираем урожай

Адки – адки – адки — пропололи грядки

Оры – оры – оры – зреют помидоры

Овка – овка – овка – яркая морковка

Цы – цы – цы – мы полили огурцы

Ук – ук – ук – там растет зеленый лук

Чок – чок – чок — полезный чесночок

Ец-ец-ец — свежий огурец

Уста-уста-уста – хрустящая капуста

Ох-ох-ох – посадили мы горох

Орщ-орщ-орщ – сварим вкусный борщ

Ис-ис-ис – у нас созрел редис

Щи-щи-щи – очень любим овощи

№3 «Фрукты. Ягоды»

Ад-ад-ад – есть у нас фруктовый сад

Ай-ай-ай – зреет сладкий урожай

Ду-ду-ду — мы работали в саду

Укты – укты – укты — собираем фрукты

Ину-ину-ину – соберем малину

Енье-енье-енье – сварим мы варенье

От-от-от – варим мы компот

Ог-ог-ог – яблочный пирог

Уши-уши-уши – вот поспели груши

Иву-иву-иву – мы посадим сливу

Ешне-ешне-ешне – рады мы черешне

Укты-укты-укты – полезные фрукты

Чки-чки-чки – очень любим яблочки

Ос-ос-ос – сладкий абрикос

Син-син-син – сочный апельсин

Ок-ок-ок – из яблок будет сок

Уст-уст-уст – там растет вишневый куст

Ника-ника-ника – вкусная черника

Уз-уз-уз – ели мы арбуз

Ра-ра-ра – рада фруктам детвора

№4 «Лес»

Ес-ес-ес-какой красивый лес

Су – су – су — погуляем мы в лесу

Су – су – су – как легко дышать в лесу

Ки-ки-ки – в лесу деревья высоки

Еза-еза-еза – белая береза

Ать-ать-ать – лес нужно охранять

Етки-етки-етки – не ломайте ветки

Сна-сна-сна – высокая сосна

Сны-сны-сны – есть шишки у сосны

Олки-олки-олки – колючие иголки

Ина-ина-ина – дрожащая осина

Уб-уб-уб – стоит могучий дуб

Ём-ём-ём – есть желуди на нем

Ён-ён-ён – растет огромный клен

Ина-ина-ина – в лесу растет малина

Ику-ику-ику – мы ищем землянику

Ята – ята – ята — на пеньке опята

Ов-ов-ов – насобирали мы грибов

Ор-ор-ор – ядовитый мухомор

Ички-ички-ички – рыжие лисички

Бы-бы-бы – белые грибы

Ва-ва-ва – зеленая трава

Гу-гу-гу – я природу берегу

№5 «Дикие животные»

Су-су-су – дикие животные живут в лесу

Олк-олк-олк – в лесу бродит волк

Олки-олки-олки – воют злые волки

Су-су-су – и лиса живет в лесу

Ре-ре-ре – лиса сидит в норе

Ов-ов-ов – не боимся мы волков

Сы-сы-сы – не боимся мы лисы

Айка-айка-айка – скачет серый зайка

Айка-айка-айка – лисы боится зайка

Веди-веди-веди – спят зимой медведи

Ину ину-ину – медвежонок ест малину

Пле-пле-пле – белока живет в дупле

Ех-ех-ех – белочка грызет орех

Ата-ата-ата – пушистые бельчаьта

Ож-ож-ож – в траве колючий еж

Ось – ось – ось – стоит огромный лось

Оль-оль-оль – лоси любят соль

Нот –нот-нот- быстро бегает енот

Бан-бан-бан — ищет желуди кабан

Ени-ени-ени – гордые олени

Га-га-га – у оленя ветвитсые рога

№6 «Домашние животные»

От-от-от – у меня сиамский кот

Шей-шей-шей – ловят котики мышей

Ко-ко-ко – любят кошки молоко

Енок-енок-енок – рыжий маленький котенок

Ака-ака-ака – во дворе собака

От-от-от – дом собака стережет

Нок-нок-нок – маленький щенок

Овку-овку-овку – кроликам дадим морковку

Чата – чата – чата — забавные крольчата

Ца-ца-ца – белая овца

Ята-ята-ята – веселые ягнята

За-за-за – на лугу стоит коза

Га-га-га – у козы рога

Лята-лята-лята – прыгают козлята

Зу-зу-зу – уведем домой козу

Ова – ова – ова — рогатая корова

Ко – ко – ко — корова дает молоко

Сята – сята – сята – в лужу лезут поросята

Чки-чки-чки – у свинок пятачки

№7 «Перелетные птицы»

Ли-ли-ли – летят в небе журавли

Ны-ны-ны – не вернутся до весны

Ды-ды-ды – не хватает им еды

Сей-сей-сей – летит стая гусей

Ицы – ицы – ицы — улетают птицы

Уг-уг-уг – птицы все летят на юг

Чи-чи-чи – улетели грачи

Цы-цы-цы – собираются в дорогу скворцы

Да-да-да – оставляют гнезда

Ей-ей-ей – стая белых лебедей

Тят-тят-тят – лебеди на юг летят

Ду-ду-ду – уточки в пруду

Ушки-ушки-ушки – улетели все кукушки

Ой-ой-ой- вернутся лишь весной

Цы-цы-цы – учатся летать птенцы

Цы-цы-цы – сидят в гнезде птенцы

Чата-чата-чата – черные грачата

Ата-ата-ата – шустрые стрижата

Вей-вей-вей – звонкий соловей

Шата-шата-шата- смешные кукушата

Вя-вя-вя – скворец нашел червя

№8 «Зимующие птицы»

Бьи – бьи – бьи – зашумели воробьи

Бьи – бьи – бьи –на деревьях воробьи

Ицы – ицы – ицы — красивые синицы

Она – она – она — хитрая ворона

Оны – оны – оны – на ветке три вороны

Ока – ока – ока — крикливая сорока

Ой – ой – ой — птицам голодно зимой

Ушка-ушка-ушка – для птиц нужна кормушка

Ушки – ушки – ушки – все птицы у кормушки

Ют – ют – ют — птицы ягоды клюют

Алка– алка – алка – прилетела галка

Ока – ока – ока — белобокая сорока

Ри – ри – ри — прилетели снегири

Тели – тели – тели — прилетели свиристели

Ва – ва – ва – мудрая сова

Ка – ка – ка – дятел ищет червяка

Аем-аем-аем – мы птицам помогаем

№9 «Новогодний праздник»

Од – од – од — скоро праздник «Новый год»

Олку – олку – олку – мы нарядим елку

Ша – ша – ша — будет елка хороша

От-от-от – скоро Дед Мороз придет

Арки – арки – арки — принесет подарки

Да – да – да — на елочке горит звезда

Ры-ры-ры – на елочке шары

Усы-усы-усы – висят цветные бусы

Хи-хи-хи – приготовим мы стихи

Од-од-од – дружно водим хоровод

Ём-ём-ём – вместе песенки поем

Од-од-од – все любят Новый год

№10 «Игрушки»

Ушки-ушки-ушки – в шкафу стоят игрушки

Гу-гу-гу – я игрушки берегу

Аем-аем-аем – игрушки собираем

Аю-аю-аю – игрушками играю

Идка-идка-идка – цветная пирамидка

Идку – идку – идку — собираю пирамидку

Ать – ать – ать – будем вместе мы играть

Вик-вик-вик –новый грузовик

Яч-яч-яч – мы играем в мяч

Ушки – ушки – ушки – красивые игрушки

Лю – лю – лю — игрушки я люблю

Уклы-уклы-уклы – новенькие куклы

Или – или – или — мне куклу подарили

Ат – ат – ат – хочу новый самокат

Оз – оз – оз — железный паровоз

Чи – чи – чи – яркие мячи

Ами-ами-ами – играем мы с друзьями

№11 «Одежда. Обувь»

Арф – арф – арф – у меня красивый шарф шарф

Апка – апка – апка — меховая шапка

Уба – уба – уба — меховая шуба

То-то-то – новое пальто

Атки-атки-атки – на руках перчатки

Ки-ки-ки – потеряли варежки

Ожки-ожки-ожки – зимние сапожки

Ко-ко-ко – зеленое трико

Ки-ки-ки – мама вяжет варежки

Олка-олка-олка – белая футболка

Рюки-рюки-рюки – я надену брюки

Фан-фан-фан- летний сарафан

Ама-ама-ама – желтая панама

Ат-ат-ат – новенький халат

№12 «Транспорт»

Ога-ога-ога – вдаль бежит дорога

Иль-мль-иль – мчит меня автомобиль

Итель-итель-итель – буду я водитель

Обус – обус – обус – сяду я в автобус

Вик – вик – вик – груз привозит грузовик

Ай – ай – ай – мы увидели трамвай

Аз – аз – аз – едет к нам большой «Камаз»

Ор – ор – ор – у дороги светофор

Ожно-ожно-ожно – передвигайся осторожно

Ога-ога-ога – железная дорого

Оны-оны-оны – у поезда вагоны

Тор-тор-тор – поле пашет трактор

№13 «Зима»

Ма — ма – ма – вот пришла опять зима

Ать-ать-ать – будем зиму мы встречать

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме

Ма – ма – ма – очень снежная зима

Ра – ра – ра – снежная гора

Ры-ры-ры – лихо я лечу с горы

Вик-вик-вик – возле дома снеговик

Да – да – да — наступили холода

Гу – гу – гу – веселимся мы в снегу

Анки-анки-анки – мы достали санки

Ки-ки-ки –приготовили коньки

Ыжи-ыжи-ыжи – мне купили лыжи

Ой – ой – ой – птицам холодно зимой

Од-од-од – скоро Новый год

№14 «Космос»

Ля-ля-ля – наша планета Земля

Мос-мос-мос – бескрайний космос

Ник-ник-ник – на орбите спутник

Зда-зда-зда – полярная звезда

Уть-уть-уть – далекий млечный путь

Ета-ета-ета – вверх летит ракета

Авт-авт-авт – в ракете космонавт

Ну-ну-ну – вижу я луну

Онце-онце-онце – греет Землю Солнце

Арс-арс-арс – полетим на Марс

Ане-ане-ане – на Марсе – марсиане

Ит-ит-ит – летит метеорит

Оид-оид-оид – огромный астероид

Ета-ета-ета – хвостатая комета

№15 «Хлеб. Откуда хлеб пришел?»

Оле-оле-оле – хлеб найдешь ты в поле

Леб-леб-леб – хрустящий вкусный хлеб

Ука-ука-ука – белая мука

Ница-ница-ница – на полях пшеница

Ож-ож-ож – в поле зреет рожь

Ок-ок-ок – спелый колосок

Есто-есто-есто – замесили тесто

Тон-тон-тон – нарезной батон

Ицу-ицу-ицу – сеем мы пшеницу

Ку-ку-ку – мелем мы муку

Ушки-ушки-ушки – сладкие ватрушки

Ги-ги-ги – с капустой пироги

Ны-ны-ны – я люблю блины

№16 «Профессии»

Ач-ач-ач – моя мама врач

Чей-чей-чей – не боимся мы врачей

Авт-авт-авт – мой дядя космонавт

Итель-итель-итель – буду я строитель

Ар-ар-ар – я ветеринар

Ля-ля-ля – учат нас учителя

Итель-итель-итель – я будущий учитель

Ец-ец-ец – в магазине продавец

Цом-цом-цом – хочу быть продавцом

Ар-ар-ар – пожарный потушит пожар

Ры-ры-ры – все пожарные храбры

Итов-итов-итов – полицейский ловит бандитов

Атель-атель-атель – поможет нам спасатель

Ны-ны-ны – все спасатели сильны

Атель-атель-атель – добрый воспитатель

Ашу-ашу-ашу – повар варит кашу

Картотека чистоговорок на все группы звуков

Татьяна Шерстнева
Картотека чистоговорок на все группы звуков

В качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков в своей логопедической практике часто использую чистоговорки. Изучив большое количество методической литературы, собрала и систематизировала речевой материал. Варианты использования чистоговорок очень разнообразны:

— проговаривание по очереди, коллективно;

— с различной эмоциональной окраской голоса; от имени сказочных героев;

— с использованием мяча, массажного мячика, «Речевого куба» и т. д.

Предлагаю Вашему вниманию картотеку чистоговорок. Картотека оформлена в маленьком фотоальбоме. Такой вариант оформления надолго сохраняется в надлежащем виде, он интересен для детей и удобен для меня.

Звук /а/

У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-дай трубу.

У-у-у-всех детей зову.

А-а-а-шире ротик,детвора.

А-а-а-у меня болит нога.

Звук /и/

И-и-и-ротик к ушкам растяни.

И-и-и-хорошо сиди.

И-и-и-песенку тяни.

Звук /о/

О-о-о-я надел пальто.

О-о-о-мне тепло.

Звуки /м,мь/

Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма — буду строить я дома.

Ма — ма — ма — на дворе зима.

Ма — ма — ма — вот пришла зима.

Ма — ма — ма — я поймал сома.

Му-му-му-молоко кому?

Ум-ум-ум — вот аквариум.

Мо-мо-мо-едим эскимо.

Ом- ом- ом — мы гулять идем.

Ом- ом-ом — это снежный ком.

Ом- ом-ом — слепим снежный дом.

Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

Мы- мы-мы — дождались зимы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай –ка травки мне.

Звук /д/

Да-да-да — у меня вода.

Да-да-да — буду строить города.

Да-да-да — горяча вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ды-ды-ды- на снегу следы.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

Ду- ду- ду — я рыбачу на пруду.

Ду — ду — ду — я по ягоды иду.

Ду — ду — ду — я по лугу иду.

Ду — ду — ду — в зоопарк иду.

До-до-до- там на дереве гнездо.

Звуки /т,ть/

Та-та-та – я везу кота.

Ту-ту-ту – помоги коту.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ты-ты-ты — у куклы белые банты.

Ты-ты-ты — я люблю цветы.

То-то-то – я иду в пальто.

От-от-от — летит в небе самолет.

От-от-от — испугался серый кот.

Тя-тя-тя – у меня дитя.

Ти-ти-ти – со мной не шути.

Ит-ит-ит — каша пшенная кипит.

Ить-ить-ить – я хочу пить.

Те-те-те – чайник на плите.

Ать-ать-ать – я иду гулять.

Еть-еть-еть – я буду петь.

Звук /б/

Ба-ба-ба – новая труба.

Бу-бу-бу – взяли мы трубу.

Бы-бы-бы – нет трубы.

Бы-бы-бы — иду в лес я по грибы.

Звуки /п,пь/

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы — варю кашу из крупы.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп — варю вкусный суп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

Звуки /в,вь/

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву — я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Звуки /н,нь/

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

Он-он-он – телефон.

Ан-ан-ан – барабан.

Ан-ан-ан — мне купили барабан.

Ан-ан-ан — сшила мама сарафан.

Ин-ин-ин – магазин.

Ни-ни-ни – звонок, звони.

Ень-ень-ень – теплый день.

Звуки /к,кь/

Ка-ка-ка – бежит река.

Ко-ко-ко – вижу далеко.

Ку-ку-ку – кукушка на суку.

Ку-ку-ку — взяли дети по совку.

Ак-ак-ак – у реки рыбак.

Ак-ак-ак — расцветает мак.

Ук-ук-ук — а в траве сидит паук.

Ок-ок-ок — на дворе снежок.

Ки-ки-ки — это кубики.

Ки-ки-ки — мы гуляли у реки.

Звуки /г,гь/

Гу-гу-гу – Гале помогу.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Гу-гу-гу — я гуляю на лугу.

Гу-гу-гу — хорошо на берегу.

Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – дайте Гале пирога,

пирога из творога.

Ги-ги-ги – Машенька, беги.

Ги-ги-ги — за шаром беги.

Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Звуки /х,хь/

Ха-ха-ха — пышный хвост у петуха.

Ха-ха-ха – испугали петуха.

Ху-ху-ху – ели мы уху.

Ух-ух-ух — ходит по двору петух.

Ух-ух-ух — развалился домик — бух!

Их-их-их – ветерок затих.

Ох-ох-ох – зеленый мох.

Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Звуки /с,сь/

Са-са-са – вот летит оса.

Са-са-са — на траве роса.

Са-са-са — у меня коса.

Са-са-са — в сказке были чудеса.

Са-са-са — в норе живет лиса.

Са-са-са — будку сделали для пса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Су-су-су — заплету косу.

Су-су-су — наточу косу.

Су-су-су — я гулял вчера в лесу.

Сы-сы-сы — у сома усы.

Сы-сы-сы — есть лисята у лисы.

Сы-сы-сы – нет осы.

Сы-сы-сы — у меня две косы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ас-ас-ас- белка делает запас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ос-ос-ос — я укутал шарфом нос.

Ис-ис-ис – я ем рис.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Аска-аска – у Сони маска.

Оска-оска – у Сони соска.

Иска-иска – у Сони миска.

Уска-уска – у Сони блузка.

Ся-ся-ся – мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

Си-си-си – сено принеси.

Ась-ась-ась – плывет карась.

Звуки /з,зь/

За-за-за – вот идет коза.

За-за-за — вот летает стрекоза.

За-за-за — у куклы синие глаза.

Зу-зу-зу — накормлю козу.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – нет козы.

Зы-зы-зы — у меня две козы.

Зя-зя-зя – мы видели язя.

Зи-зи-зи – резину привези.

Звук /ц/

Ца-ца-ца – вот идет овца.

Ца-ца-ца — дождик льется без конца.

Цу-цу-цу – не боюсь овцу.

Цы-цы-цы – нет овцы.

Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец – мы ели огурец.

Ац-ац-ац – у меня матрац.

Звук /ш/

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Ша-ша-ша — вижу я в воде ерша.

Шу-шу-шу – помогите малышу.

Шу-шу-шу — я траву кошу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Ши-ши-ши — зашумели камыши.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Аш-аш-аш — это котик наш.

Ош-ош-ош – у меня нож.

Иш-иш-иш – у меня малыш.

Уш-уш-уш – теплый душ.

Ашка-ашка-ашка – летит букашка.

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.

Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Звук /ж/

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жи-жи-жи — под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу — молока дадим ежу.

Жу-жу-жу – помогу ежу.

Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Звук /ч/

Ча-ча-ча – дай мне калача.

Чу-чу-чу – я гулять хочу.

Чу-чу-чу — на скакалке я скачу.

Чу-чу-чу — в самолете я лечу.

Чу-чу-чу — стать я летчиком хочу.

Чу-чу-чу — быстро всех домчу.

Чу-чу-чу — я колесами стучу.

Чи-чи-чи – красные кирпичи.

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Ач-ач-ач – пришел врач.

Ач-ач-ач — подарил мне папа мяч.

Оч-оч-оч – скоро ночь.

Ич-ич-ич – красный кирпич.

Ич-ич-ич — из песка пекут кулич.

Уч-уч-уч – у меня ключ.

Уч-уч-уч — в небе много туч.

Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.

Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.

Чок-чок-чок — вдруг упала на бочок.

Звук /щ/

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Щу-щу-щу — я сома тащу.

Щу-щу-щу — васильки ищу.

Ще-ще-ще – я в плаще.

Щи-щи-щи – мы ели щи.

Щи-щи-щи — осенью нужны плащи.

Щи-щи-щи — паровоз, состав тащи!

Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.

Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

Звук /й/

Ай-ай-ай – скоро месяц май.

Уй-уй-уй – ветер, дуй.

Ой-ой-ой – возьми меня с собой.

Ой-ой-ой — скачет заинька косой.

Эй-эй-эй – воды попей.

Звуки /л,ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ла-ла-ла — не забьете мне гола.

Ла-ла-ла — видишь, кружится юла?

Ла-ла-ла — я малинник нашла.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Лу-лу-лу — купили пилу.

Лу-лу-лу — заведу юлу.

Ал-ал-ал – темный подвал.

Ал-ал-ал — мяч в ворота не попал.

Ал-ал-ал — сказку дедушка читал.

Ол-ол-ол – вымыли пол.

Ол-ол-ол — начинается футбол.

Ул-ул-ул – новый стул.

Ул-ул-ул — ветерок подул.

Ул-ул-ул — зимний лес уснул.

Ил-ил-ил – я полы помыл.

Ил-ил-ил — в барабан я бил.

Алка-алка – у Володи палка.

Олка-олка – у Володи иголка.

Улка-улка – у Володи булка.

Илка-илка – у Володи вилка.

Ля-ля-ля – зеленые поля.

Ли-ли-ли – малину мы несли.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ле-ле-ле – еду на осле.

Звуки /р,рь/

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра — во дворе гора.

Ра-ра-ра — в лес идти пора.

Ра-ра-ра — сад полить пора.

Ра-ра-ра — пришла зимняя пора.

Ра-ра-ра — вьюга с самого утра.

Ра-ра-ра — суп варить пора.

Ра-ра-ра — суп снимать пора.

Ры-ры-ры – летят комары.

Ры-ры-ры — прокачусь с горы.

Ры-ры-ры — в камышах живут бобры.

Ры-ры-ры — любит Варечка шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ру-ру-ру — взяли дети по ведру.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ар-ар-ар – летит комар.

Ар-ар-ар — рядом синий шар.

Ар-ар-ар — улетает синий шар.

Ар-ар-ар — это красный шар.

Ар-ар-ар — над кастрюлей пар.

Ор-ор-ор – у Ромы топор.

Ур-ур-ур – не гоняй кур.

Ир-ир-ир – мы за мир.

Арка-арка – у Ромы марка.

Орка-орка – крутая горка.

Урка-урка – кошка Мурка.

Ирка-ирка – у Иры дырка.

Ря-ря-ря – синие моря.

Ре-ре-ре – санки на горе.

Рю-рю-рю – репу я варю.

Рю-рю-рю — на ромашку я смотрю.

Рю-рю-рю — тебе песенку дарю.

Ри-ри-ри – горят фонари.

Ри-ри-ри — на рябину посмотри.

Ри-ри-ри — там расселись снегири.

Ри-ри-ри — ты на небо посмотри.

Ри-ри-ри — на мартышек посмотри.

Ри-ри-ри — на меня ты посмотри.

Арь-арь-арь – у меня букварь.

Орь-орь-орь – у Серёжи корь.

Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Литература:

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. — СПб. : ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2004. — 160с. + цв. вкл. 48с.

2. Новиковская О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки /О. А. Новиковская. — М. : Астрель; СПб. : Сова,2009. — 96с. :ил.

Подготовила: учитель-логопед Шерстнева Т. Ю.

Чистоговорки для развития речи детей

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, «Речевого куба».

А вообще чистоговорка — это шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок — обучение детей четкому произношению звуков

Звук /а/

А-а-а-шире ротик, детвора.
А-а-а-у меня болит нога.
У-у-у-губы хоботком тяну.
У-у-у-дай трубу.
У-у-у-всех детей зову.

Звук /и/

И-и-и-ротик к ушкам растяни.
И-и-и-хорошо сиди.
И-и-и-песенку тяни.

Звук /о/

О-о-о-я надел пальто.
О-о-о-мне тепло.

Звук /б/

Ба-ба-ба – новая труба.
Бу-бу-бу – взяли мы трубу.
Бы-бы-бы – нет трубы.
Бы-бы-бы — иду в лес я по грибы.

Звуки /в, вь/

Ва-ва-ва – выросла трава.
Ву-ву-ву – соберу траву.
Ву-ву-ву — я сниму сову.
Вы-вы-вы – нет травы.
Ви-ви-ви – Верочку зови,
Ве-ве-ве – Вера на траве.

Звуки /г, гь/

Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Гу-гу-гу — я гуляю на лугу.
Гу-гу-гу — хорошо на берегу.
Га-га-га – зеленые луга.
Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.
Ги-ги-ги – Машенька, беги.
Ги-ги-ги — за шаром беги.
Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Звук /д/

Да-да-да — у меня вода.
Да-да-да — буду строить города.
Да-да-да — горяча вода.
Ды-ды-ды — нет воды.
Ды-ды-ды — на снегу следы.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
Ду-ду-ду — я рыбачу на пруду.
Ду-ду-ду — я по ягоды иду.
Ду-ду-ду — я по лугу иду.
Ду-ду-ду — в зоопарк иду.
До-до-до — там на дереве гнездо.

Звук /ж/

Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жи-жи-жи — под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи – бегут ежи.
Жу-жу-жу — молока дадим ежу.
Жу-жу-жу – помогу ежу.
Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Звуки /з, зь/

За-за-за – в огороде коза.
За-за-за — вот летает стрекоза.
За-за-за — у куклы синие глаза.
Зе-зе-зе — Зоя едет на Козе.
Зу-зу-зу — я яблоко грызу.
Зу-зу-зу — накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – язык длинный у козы.
Зы-зы-зы — у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.

Звук /й/

Ай-ай-ай – скоро месяц май.
Уй-уй-уй – ветер, дуй.
Ой-ой-ой – возьми меня с собой.
Ой-ой-ой — скачет заинька косой.
Эй-эй-эй – воды попей.

Звуки /к, кь/

Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Ку-ку-ку – кукушка на суку.
Ку-ку-ку — взяли дети по совку.
Ак-ак-ак – у реки рыбак.
Ак-ак-ак — расцветает мак.
Ук-ук-ук — а в траве сидит паук.
Ок-ок-ок — на дворе снежок.
Ки-ки-ки — это кубики.
Ки-ки-ки — мы гуляли у реки.

Звуки /л, ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ла-ла-ла — не забьете мне гола.
Ла-ла-ла — видишь, кружится юла?
Ла-ла-ла — я малинник нашла.
Ло-ло-ло – у меня весло.
Лы-лы-лы – новые котлы.
Лу-лу-лу — купили пилу.
Лу-лу-лу — заведу юлу.
Ал-ал-ал – темный подвал.
Ал-ал-ал — мяч в ворота не попал.
Ал-ал-ал — сказку дедушка читал.
Ол-ол-ол – вымыли пол.
Ол-ол-ол — начинается футбол.
Ул-ул-ул – новый стул.
Ул-ул-ул — ветерок подул.
Ул-ул-ул — зимний лес уснул.
Ил-ил-ил – я полы помыл.
Ил-ил-ил — в барабан я бил.
Алка-алка – у Володи палка.
Олка-олка – у Володи иголка.
Улка-улка – у Володи булка.
Илка-илка – у Володи вилка.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ле-ле-ле – еду на осле.

Звуки /м, мь/

Ма-ма-ма-дома я сама.
Ма-ма-ма — буду строить я дома.
Ма — ма — ма — на дворе зима.
Ма — ма — ма — вот пришла зима.
Ма — ма — ма — я поймал сома.
Му-му-му-молоко кому?
Ум-ум-ум — вот аквариум.
Мо-мо-мо-едим эскимо.
Ом-ом-ом — мы гулять идем.
Ом-ом-ом — это снежный ком.
Ом-ом-ом — слепим снежный дом.
Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.
Мы-мы-мы — дождались зимы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Ме-ме-ме — дай –ка травки мне.

Звуки /н, нь/

На-на-на – лампа у окна.
Ну-ну-ну – саночки тяну.
Он-он-он – телефон.
Ан-ан-ан – барабан.
Ан-ан-ан — мне купили барабан.
Ан-ан-ан — сшила мама сарафан.
Ин-ин-ин – магазин.
Ни-ни-ни – звонок, звони.
Ень-ень-ень – теплый день.

Звуки /п, пь/

Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы — варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп — варю вкусный суп.
Уп-уп-уп – мы ели суп.
Пи-пи-пи – пирожок купи.

Звуки /р, рь/

Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра — во дворе гора.
Ра-ра-ра — в лес идти пора.
Ра-ра-ра — сад полить пора.
Ра-ра-ра — пришла зимняя пора.
Ра-ра-ра — вьюга с самого утра.
Ра-ра-ра — суп варить пора.
Ра-ра-ра — суп снимать пора.
Ры-ры-ры – летят комары.
Ры-ры-ры — прокачусь с горы.
Ры-ры-ры — в камышах живут бобры.
Ры-ры-ры — любит Варечка шары.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Ру-ру-ру — взяли дети по ведру.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ар-ар-ар – летит комар.
Ар-ар-ар — рядом синий шар.
Ар-ар-ар — улетает синий шар.
Ар-ар-ар — это красный шар.
Ар-ар-ар — над кастрюлей пар.
Ор-ор-ор – у Ромы топор.
Ур-ур-ур – не гоняй кур.
Ир-ир-ир – мы за мир.
Арка-арка – у Ромы марка.
Орка-орка – крутая горка.
Урка-урка – кошка Мурка.
Ирка-ирка – у Иры дырка.
Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю — на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю — тебе песенку дарю.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри — на рябину посмотри.
Ри-ри-ри — там расселись снегири.
Ри-ри-ри — ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри — на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри — на меня ты посмотри.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Звуки /с, сь/

Са-са-са – в окно летит оса.
Са-са-са — на траве роса.
Са-са-са — у меня коса.
Са-са-са — в сказке были чудеса.
Са-са-са — в норе живет лиса.
Са-са-са — будку сделали для пса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Су-су-су — заплету косу.
Су-су-су — наточу косу.
Су-су-су — я гулял вчера в лесу.
Сы-сы-сы — у сома усы.
Сы-сы-сы — есть лисята у лисы.
Сы-сы-сы – нет осы.
Сы-сы-сы — у меня две косы.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ас-ас-ас – я пью квас.
Ас-ас-ас- белка делает запас.
Ос-ос-ос – у собаки нос.
Ос-ос-ос — я укутал шарфом нос.
Ис-ис-ис – я ем рис.
Ус-ус-ус – я ем мусс.
Аска-аска – у Сони маска.
Оска-оска – у Сони соска.
Иска-иска – у Сони миска.
Уска-уска – у Сони блузка.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
Ась-ась-ась – плывет карась.

Звуки /т, ть/

Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты — у куклы белые банты.
Ты-ты-ты — я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.
От-от-от — летит в небе самолет.
От-от-от — испугался серый кот.
Тя-тя-тя – у меня дитя.
Ти-ти-ти – со мной не шути.
Ит-ит-ит — каша пшенная кипит.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
Те-те-те – чайник на плите.
Ать-ать-ать – я иду гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.

Звуки /х, хь/

Ха-ха-ха — пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Ух-ух-ух — ходит по двору петух.
Ух-ух-ух — развалился домик — бух!
Их-их-их – ветерок затих.
Ох-ох-ох – зеленый мох.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Звук /ц/

Ца-ца-ца – вот идет овца.
Ца-ца-ца — дождик льется без конца.
Цу-цу-цу – не боюсь овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.
Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец – мы ели огурец.
Ац-ац-ац – у меня матрац.

Звук /ч/

Ча-ча-ча – дай мне калача.
Чу-чу-чу – я гулять хочу.
Чу-чу-чу — на скакалке я скачу.
Чу-чу-чу — в самолете я лечу.
Чу-чу-чу — стать я летчиком хочу.
Чу-чу-чу — быстро всех домчу.
Чу-чу-чу — я колесами стучу.
Чи-чи-чи – красные кирпичи.
Чо-чо-чо – ох, как горячо!
Ач-ач-ач – пришел врач.
Ач-ач-ач — подарил мне папа мяч.
Оч-оч-оч – скоро ночь.
Ич-ич-ич – красный кирпич.
Ич-ич-ич — из песка пекут кулич.
Уч-уч-уч – у меня ключ.
Уч-уч-уч — в небе много туч.
Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.
Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.
Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.
Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.
Чок-чок-чок — вдруг упала на бочок.

Звук /ш/

Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша — вижу я в воде ерша.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу — я траву кошу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши — зашумели камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Аш-аш-аш — это котик наш.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Звук /щ/

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу – я тебя ищу.
Щу-щу-щу — я сома тащу.
Щу-щу-щу — васильки ищу.
Ще-ще-ще – я в плаще.
Щи-щи-щи – мы ели щи.
Щи-щи-щи — осенью нужны плащи.
Щи-щи-щи — паровоз, состав тащи!
Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.
Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.
Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

Скороговорки сложные и длинные

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой:

не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке — вот и не до бомбардира ворам было.

Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же — Сашкина подружка — шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит:

жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола — Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа — ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.

Правильная и четкая речь позволяет добиться успехов в карьере. Четкая артикуляция необходима всем людям, но особенно важна она для дикторов, актеров и публичных людей. Скороговорки для развития дикции делают речь понятной, артикуляцию правильной. Как правильно выбрать скороговорки?

Скороговорки – что это?

Скороговорка – наивный и примитивный текст, в котором сочетаются запутанные и трудные сочетания слогов и слов. Часто их путают с пословицами. Но пословицы и поговорки несут в себе житейскую мудрость и опыт. Скороговорки же не столь глубоки по смыслу – предназначены они для тренировки дикции и устранения дефектов речи. Смешное содержание позволяет быстро запомнить скороговорки – ежедневные занятия будут веселыми.

Скороговорки бывают короткими и простыми – их используют для занятий с детьми. Дикторам и публичным людям нужно осваивать длинные и сложные трудноговорки. Детские и взрослые скороговорки часто отличаются только смыслом, поскольку проблемы с речью не зависят от возраста. Самые длинные и сложные скороговорки предназначены для проработки сразу 3–5 сложных звуков.

Перед началом занятий нужно объективно оценить проблемные звуки в речи. Каждая скороговорка предназначена для улучшения конкретного сочетания звуков. Поэтому проанализировав речь, можно направить усилия на проблемные звукосочетания.

При помощи скороговорок улучшают дикцию, артикуляцию, темп речи. Люди, которые от природы говорят быстро, должны произносить трудноговорки медленно, четко выделяя каждый звук.

Самая длинная и многосложная скороговорка – Лигурия. Это логический рассказ, который составлен из популярных трудноговорок. Ее используют для постановки дикции дикторам.

В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляция учит правильно ставить язык и губы, направлять поток воздуха. Гимнастика готовит артикуляционный аппарат к проговариванию сложных скороговорок.

Заниматься нужно ежедневно по 3–5 минут. Упражнения выполнять сидя, спина прямая, мышцы расслаблены. Гимнастику проводить перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Каждое упражнение выполнять до легкого напряжения лицевых мышц.

Основные упражнения:

  • Широко улыбнуться, обнажить верхние и нижние зубы, удерживать положение 10 секунд.
  • Вытягивать губы вперед, дуть на невидимую пушинку.
  • Чередовать первое и второе упражнение в быстром и медленном темпе. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • Раскрывать и закрывать рот в широкой улыбке.
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Открыть рот, высунуть язык, вытягивать кончик – язык становится узким.
  • Чередовать широкий и узкий язык в медленном и быстром темпе.
  • Поднимать кончик языка за верхние передние зубы.
  • Фиксировать язык за нижними передними зубами.
  • Перемещать язык вверх-вниз, на 2 секунды фиксировать за верхними и нижними зубами.
  • Опустить кончик языка, отодвинуть его вглубь рта. Поочередно приближать язык к правым и левым передним резцам.

Такая гимнастика – самая лучшая практика для освоения основных правильных положений губ и языка.

Упражнения для артикуляции

Скороговорки направлены на совершенствование произношения согласных звуков. Но научиться говорить скороговорки правильно нельзя без знания основ артикуляции гласных звуков. Эти правила научат произносить звуки четко, что облегчит проговаривание сложных звуковых сочетаний в трудноговорках.

Правила артикуляции гласных звуков:

  • Звук «а». Раскрыть рот в виде широкого кольца, между зубами поместить 2 сложенных друг на друга пальца. Нижние зубы прикрыть губой, верхние – открыты. Вдох – задержка дыхания – на выдохе очень тихо произнести звук.
  • Звук «у». Вытянуть губы вперед хоботком. На выдохе произносить звук максимально долго.
  • Звук «о». Губы сложены в кольцо, немного вытянуты вперед и растянуты. Между зубами поместить большой палец. Воздух должен проходить в щель между зубами, не упираться в нёбо и зубы.
  • Звук «ы». Поместить между зубами мизинец, губы растянуты, нижняя челюсть немного выдвинута вперед. Воздух проходит четко между зубами.
  • Звук «и». Между зубами поместить кончик мизинца. На выдохе произносить звук. Воздух должен проходить четко между зубами, в противном случае будет слышно посвистывание.

Как заниматься

Чтобы результаты занятий были заметными, нужно соблюдать следующие правила:

  • проговаривать скороговорки регулярно – ежедневно 2–5 раз по 10 минут;
  • напоминания – распечатать на листе по 3– 5 скороговорок, развесить на видных местах;
  • перемены – скороговорки следует менять каждые 10 дней, чтобы не происходило привыкания артикуляционного аппарата.

Не следует сразу пытаться произнести скороговорку быстро. Нужно каждое слово медленно и ритмично проговорить, понять смысл трудноговорки. Темп наращивать постепенно, старясь произносить фразу на одном дыхании. Особое внимание уделять четкому произношению окончаний – согласные звуки активизировать, а не утяжелять.

Перед началом занятий делать легкую разминку. Трижды произнести звук «г», «к». Затем с полуоткрытым ртом произнеси гласные «а», «о», «э» – каждый звук по 3 раза. Прополоскать рот воздухом, чтобы расслабить мышцы.

Помощниками для улучшения дикции станет зеркало и диктофон. Перед зеркалом следует беззвучно произносить скороговорку, следя за артикуляцией. Потом проговорить трудноговорку шепотом, при этом все звуки должны быть понятны и слышны.

На диктофон нужно записывать каждое занятие. Это позволит услышать, как улучшается дикция, на какие моменты обратить внимание.

В дальнейшем произносить скороговорки нужно в движении – танцевать, приседать. Это поможет разнообразить занятия, научит удерживать темп и дыхание.

Как правильно читать скороговорки, чтобы стать диктором

Чтобы научиться говорить быстро, сначала нужно научиться говорить четко медленно. При ознакомлении со скороговоркой нужно самые сложные слова повторить несколько раз – нужно добиться их легкого и свободного звучания.

Неверно произносить трудноговорку бессмысленно по слогам – это утяжеляет речь, делает ее неестественной. Каждую фразу нужно произносить в 2–3 темпах. Дикторам с медленной речью проговаривать скороговорки нужно медленно, быстро и очень быстро. При быстром темпе речи проговаривать фразы нужно медленно и быстро.

На начальном этапе гласные звуки произносить тихо, согласные – четко и звонко. Постепенно громкость звучания нужно увеличивать, читать скороговорку в полную силу. Голову при этом наклонять из стороны в сторону, язык придвигать к губам – это упражнение дает эффект тихих гласных звуков. Можно произносить скороговорку через зажатый пальцами нос – это улучшает дикцию.

Начинают занятия с односложных, коротких скороговорок, постепенно переходя к длинным и сложным трудноговоркам.

От топота копыт пыль по полю летит,

Пыль по полю летит от топота копыт.

От топота, от топота, от топота,

От топота копыт, от топота копыт, от топота копыт,

Пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю,

Пыль по полю летит, пыль по полю летит, пыль по полю летит.

От топота копыт пыль по полю летит,

Пыль по полю летит от топота копыт.

Первую часть длиной скороговорки произносить полунапевно, постепенно повышая тональность голоса до наивысшей точки. Вторая часть произносится на понижении – от высокой тональности к самой низкой. В конце в средней тональности еще раз произнести 2 последние строчки скороговорки.

Скороговорки можно комбинировать, составлять из них сложные и длинные смысловые комбинации. Скороговорка описывает какое-то действие или событие. Задача начинающего диктора донести суть скороговорки.

Чем отличаются чистоговорки от скороговорок

Чистоговорки используют в детской логопедии для улучшения произношения звуки и их автоматизации. Основаны они на повторении согласных звуков в различных комбинациях с гласными звуками. Проговаривать их нужно по-разному – громко, тихо, быстро, медленно. Делать упражнения можно под музыку, что позволит привить ребенку чувство ритма.

Свистящие звуки нужно прорабатывать с детьми 3 трех лет. Шипящие и звук «л» – в 4–5 лет. Звук «р» – 5–6 лет. Чистоговорки полезны и взрослым, в качестве разминки перед скороговорками.

Звук «с»

Са-са-са, са-са-са – у Сони длинная коса.

Со-со-со, со-со-со – Соня катит колесо.

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – взяли в руки пылесос.

Ас-ас-ас, ас-ас-ас – пили вечером вкусный квас.

Звук «з»

За-за-за, за-за-за – идет рогатая коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – привяжи скорей козу.

Уз-уз, уз-уз-уз – с папой резали арбуз.

Аз-аз, аз-аз-аз – в море виден водолаз.

Звук «ц»

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – смотри, бегает овца.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо – птица села на крыльцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы – скоро прилетят скворцы.

Ец-ец-ец,ец-ец-ец – купили сладкий леденец.

Звук «ш»

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – каша с маслом хороша.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – на каток сейчас спешу.

Аш-ащ-ащ, аш-аш-аш – дети спрятались в шалаш.

Уш-уш-уш – принимали утром душ.

Звук «ж»

Жа-жа-жа – жаба встретила ужа.

Жи-жи-жи – до чего смешны моржи.

Жу-жу-жу – я секрет не расскажу.

Аж-аж-аж – потеряли наш багаж.

Ож-ож-ож – на родителей похож.

Звук «ч»

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – тачка, дачка, каланча.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи – на базаре кирпичи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – плачу, нянчу, хохочу.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач – чай, кулич, калач.

Звук «р»

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – на прогулку нам пора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро – я принес домой перо.

Ар-ар-ар, ар-ар-ар – слышу как гудит комар.

Ир-ир-ир, ир-ир-ир – папа выпил весь кефир.

Научиться говорить четко и правильно – сложная задача. Для достижения результатов нужно выучить 200 скороговорок для развития дикции – простых и сложных, длинных и коротких. Заниматься следует несколько раз в день, практикуя четкое произношение различных звуков.

Чистоговорка на с

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *