Картины с смыслом

Двойственные изображения

Отыщите на картинке 5 лиц

_________________________________________________
Картина «10 друзей». Найдите десятого «друга»?

______________________________________________________________________________
Фрейд был прав, если Вы видите не только книгу

____________________________________________________________
Портрет З. Фрейда

______________________________
А это мозг мужчины

_____________________________
Обнаженные девушки или голова осла?

________________________
«День и ночь» Мауриц Эшер

___________________________________________________________________
Жена или теща?

___________________________
Загадочный портрет генерала. Найдите девять человек на картине
____________________________________________
Иллюзия Эренштейна: заяц или утка?
___________________________________
Индеец или эскимос?
_____________________
Лицо девушки или саксофонист?
____________________
Необычная балюстрада
________________________________
Вы увидели здесь обнаженную девушку или сохнущие чулки?
____________________________________________
Тюлень или осел?
___________________________
Пара, занимающаяся любовью, или стая дельфинов?
____________________________________________
Вы видите только профиль? А надпись?
_____________________
Старик или влюбленные?
________________________

  • 1968
  • 4 ноября 2014
  • André Martins de Barros
  • adriana del rocio
  • andrea libratti
  • anthony cappetto
  • bev doolittle
  • bruno fabriani
  • donald rust
  • edgar mueller
  • eduardo relero
  • elise mcconnell
  • erik johansson
  • fabio fedele
  • genna panzarella
  • giuseppe arcimboldo
  • google earth
  • gregor wosik
  • gustave caillebotte
  • hou
  • igor lysenko
  • irina sushelnitskaya
  • jim warren
  • joe hill
  • jonathon earl bowsre
  • josephine wall
  • julian beever
  • kurt wenner
  • luigi legno
  • madonnari
  • mariangela cappa
  • maurits cornelis escher
  • max lowry
  • michael macaulay
  • octavio ocampo
  • old new year
  • oleg shuplyak
  • peter westerink
  • rex whistler
  • rob gonsalves
  • rod tryon
  • ruben martinez
  • sandro del prete
  • shawn mccann
  • sila
  • steven gardner
  • street painting
  • thomas woodruff
  • tony cammarano
  • tracy lee stum
  • vera bugatti
  • victor molev
  • Амур
  • Андрэ Мартен де Барро
  • Артек
  • Бев Дулиттл
  • Брянцев Денис
  • Бывалино
  • Валеев Рустам
  • Валентин Дубинин
  • Венди Штум
  • Виктор Молев
  • Военно-технический музей
  • Войскам Алексей
  • Гонсалвес Роб
  • Грегор Восик
  • Гюстав Кайботт
  • Джим Варрен
  • Джим Уоррен
  • Джо Хил
  • Джонатан Эрл Баузер
  • Джузеппе Арчимбольдо
  • Джулиан Бивер
  • Дональд Раст
  • Дягилева Анна
  • Жозефина Уолл
  • Задорнов
  • Ивановское
  • Игорь Лысенко
  • Игорь Соловьёв
  • Ирина Сушельницкая
  • Ключи
  • Княжий Двор
  • Куликов К. и команда «Двухгранник»
  • Курт Веннер
  • Кухня
  • Лев Ошанин
  • Ленин
  • Мавзолей
  • Майкл Маколея
  • Макарово
  • Макс Лоури
  • Медвецкас Дмитрий
  • Морис Эшер
  • Москва
  • Наследие
  • Николай Арндт
  • Новороссия
  • Октавио Окампо
  • Олег Шупляк
  • Оптические иллюзии
  • ПРИКЛЮЧЕНИЯ IQ В ОДНОЙ ШКОЛЕ
  • Пастушак Владимир
  • Первое сентября
  • Питер Вестеринк
  • Правители России издревле и до наших дне
  • Прибрежный
  • Пузин Виктор
  • Рекс Уистлер
  • Род Трайон
  • Россия
  • Русский марш
  • Русский холодец
  • Русь
  • СССР
  • Сальвадор Дали
  • Сандро дель Пре
  • Сибирь
  • Стивен Гарднер
  • Томас Вудрафф
  • Трейси Ли Стам
  • Трофимова Юля
  • Труд
  • Физика
  • Филипп Козлов
  • Хабаровск
  • Хоу Чженфэн
  • Черноголовка
  • Шон МакКанн
  • Эдгар Мюллер
  • Эдуардо Релеро
  • Энтони Cappetto
  • Эрик Йоханссон
  • Юлла Тейлор
  • бабочки
  • война
  • вспоминая
  • глаз
  • год
  • голосование
  • голосование о перезахоронении
  • город
  • двойственные изображения
  • детство
  • дружба
  • зрительные искажения
  • из космоса
  • иллюзии
  • иллюзии восприятия размера
  • иллюзия
  • иллюзия восприятия глубины
  • иллюзия движения
  • иллюзия цвета и контраста
  • император
  • иностранцы о нас
  • интернет
  • кажущиеся фигуры
  • картина
  • картинка
  • картинка оптика
  • картинки на асфальте
  • картины
  • карты
  • книжка
  • курочки птички
  • лист или девушка
  • любовь
  • мелом
  • музей
  • мы глазами иностранцев
  • найди предметы
  • невозможные фигуры
  • немцы
  • новый
  • обман зрения
  • оптика
  • оптические иллюзии
  • оптический обман
  • отдых
  • перевернутые картинки
  • перевёртыши
  • перезахоронение
  • песенник
  • песни
  • поздравление
  • поздравляю
  • поле для преферанса
  • поход
  • правило Большой кучи
  • правитель
  • праздник
  • президент
  • преферанс
  • привет
  • прихватки
  • распознавание образов
  • рисунки 3d
  • рисунки на асфальте
  • рисунок
  • рукоделие
  • русский для немцев
  • русский язык
  • рюкзак
  • рюкзачок
  • своими руками
  • сделай сам
  • соотношение фигуры и фона
  • старый
  • стихи
  • сумка
  • учебник
  • фестиваль
  • форма
  • фото
  • фотоманипулятор
  • фотохудожник
  • фотошоп
  • царь
  • школа
  • школьная форма
  • шью сама
  • экскурсия
  • эффект перцептивной готовности
  • эффект последействия
  • юмор времён СССР

Художественно — творческий проект «Картины с двойным смыслом»

Художественно — творческий проект «Картины с двойным смыслом»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2

Номинация:»Изобразительное искусство» Выполнила: ученица 6А класса :

с. Топчиха 2013г.

стр.

Введение ………………………………………….…………………………… 3

1.Понятие оптической иллюзии. Некоторые виды оптических иллюзий в

изобразительном искусстве …………………………………………………… 4

2. «Картины с двойным смыслом» ………..…………………………………… 7

3.Материалы и инструменты …………………………….…………………….. 8

4. Последовательность создания картины с двойным смыслом …….………. 8

Заключение……………………………………………………………………….. 9

Список источников и литературы ………………………………..……………. 10

Приложение 1. ………………………………………………..………………. 11

Приложение 2 …………………………………………………..……….……… 12

Приложение 3 …………………………………………………..……….……… 13

Приложение 4 …………………………………………………..……….……… 14

Приложение 5 …………………………………………………..……….……… 15

Введение

С давних пор люди пытались объемные тела изобразить на плоскости так, чтобы чувствовалась глубина пространства.

Наше восприятие обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только присмотреться. Попробуем, и кто знает, что удастся увидеть нам?

Стоит ли доверять всему, что мы видим? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Почему дети и взрослые видят один и тот же предмет по-разному? Всегда ли можем доверять своему зрению? Оказывается, нет.

Иллюзия – обман чувств, нечто кажущееся, ошибочное восприятие предметов и явлений.

Цель проекта: разработать и выполнить проект картины с двойным смыслом.

Задачи проекта:

ü изучить основные принципы иллюзий в изобразительном искусстве;

ü создать картину с двойным смыслом;

ü создать условия для развития проектной деятельности с применением информационных технологий;

ü создать условия для пропаганды творчества обучающихся МБОУ Топчихинской средней общеобразовательной школы №2.

Ход проекта:

ü Изучение литературы и интернет — источников по теме.

ü Систематизация материала, отбор нужной информации.

ü Подбор необходимых материалов и инструментов для исполнения.

ü Выполнение картины с двойным смыслом.

ü Демонстрация готового изделия.

ü Написание работы проекта.

1. Понятие оптической иллюзии. Некоторые виды оптических иллюзий в изобразительном искусстве.

Иллюзии — это искаженное, неверное отражение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времен воспринимались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи. Основной вопрос, интересующий не только психологов, но и художников, — как на основе двухмерного изображения на сетчатке воссоздается трехмерный видимый мир. Возможно, зрительная система использует определенные признаки глубины и удаленности, например, принцип перспективы, предполагающий, что все параллельные линии сходятся на уровне горизонта, а размеры объекта по мере его удаления от наблюдателя пропорционально уменьшаются.

Как оказалось, оптические иллюзии объясняются различными психологическими особенностями, в том числе особенностями восприятия изображения.

Виды зрительных иллюзий.

Зрительными иллюзиями называются неправильные или искаженные восприятия величины, формы и удаленности предметов.

Зрительные иллюзии разнообразны по своему характеру и по причинам, лежащим в их основе.

Неправильное восприятие величины предмета. Две равные линии, ограниченные на концах в одном случае сходящимися, а в другом — расходящимися углами, воспринимаются как неодинаковые по величине: линия со сходящимися углами кажется меньшей, а линия с расходящимися углами — большей.

Искажение формы предметов. Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий. Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий.

Этот вид иллюзий находит свое объяснение в том законе восприятия, по которому резко выраженные особенности фона влияют на восприятие расположенных на этом фоне предметов.

Иллюзии геометрической перспективы. Одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом ближе расположенный предмет кажется меньше, а далекий — больше своей действительной величины.

Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

Иллюзии восприятия цвета. Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки.

Движущиеся иллюзии — неподвижное изображение кажется движущимся.

При смотрении на одинаковые движущиеся мячи и Вы увидите, что они разного размера.

Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны, или даже совершать колебательные движения.

Собственно оптическое искусство и использует оптические (зрительные) иллюзии, происхождение которых основано на особенностях человеческого восприятия плоских и пространственных форм. Первые попытки создания картин в стиле оп-арта появились в конце 19 века. В 1889 году немецкий профессор Томпсон представил в ежегоднике «Das neue Universum» свою статью об оптических иллюзиях, проиллюстрировав её чёрно-белыми концентрическими окружностями, которые создавали у зрителей иллюзию движения на плоскости.

На рисунках Томпсона изображены колёса, которые «вращаются» и круги, которые «переливаются» (Приложение 1). Конечно, эти изображения были далеки от искусства, они только демонстрировали эффект создания иллюзорного восприятия плоского изображения (всемирная известность пришла к течению оп-арта в 1965 году во время выставки в Нью-Йорке, которая называлась очень точно – «Чувствительный глаз»). (Приложение 2)

Картины перевёртыши
На этой голландской монете XVI века изображен Папа Римский, если монету перевернуть — он превращается в голову дьявола. Надпись на латыни гласит: «Mali corvi malum ovum» («Поганого ворона поганое яйцо»). Действительно, форма тиары похопжа на яйцо. Опубликована в журнале «Наука и жизнь» А. Калининым.

Этот портрет опубликован в 1934 г. в журнале «Чиж», а затем в журнале «Наука и жизнь» А. Калининым. Это иллюстрация в рассказу Даниила Хармса «Загадочный случай». Автор делает уборку в своей кватире. Он снимает портрет приятела Карла Ивановича, вытирает пыль и вешает обратно. «Потом я отошел, чтобы издали взглянуть, не криво ли он висит. Но когда я взглянул, то у меня похолодели ноги, а волосы на голове встали дыбом. Вместо Карла Ивановича… на меня глядел со стены страшный, бородатый старик в дурацкой шапочке»,-пишет автор.

Иллюзия перспективы. Собственно, перспектива — это тоже своего рода иллюзия зрения. Потому что перспектива — это прием, который создает иллюзию пространства на рисунке или картине с точки зрения восприятия его человеческим зрением. То есть, уходящие вдаль рельсы или дорога изображаются не с помощью параллельных линий, как это есть на самом деле — линии на рисунке сближаются, стремясь к точке пересечения. Если на созданный по законам перспективы рисунок механически поместить два одинаковых по размеру объекта — они начинают восприниматься разными по размеру.
Иллюзия Понзо основана на предположении, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. 2 одинаковых отрезка, нарисованные на фоне двух сходящихся линий выглядят разными по размеру, потому что мозг воспринимает сходящиеся линии как железнодорожные пути в перспективе, верхний отрезок воспринимается как расположенный дальше, следовательно, выглядит он большим по размеру.


Оптическая иррадиация. Эти квадраты — одинакового размера. Свет от ярко освещенных областей как бы перетекает (освещает) темные области. Поэтому белый квадрат на черном фоне воспринимается большим по величине, чем черный на белом фоне. В этом, кстати, объяснение, почему в черной одежде фигура выглядит стройнее. Психологи утверждают, что изображение черного квадрата на белом фоне воспринимается трехмерным — черный квадрат выступает вперед, хотя, казалось бы, все должно быть наоборот.

2. «Картины с двойным смыслом»

Двойственные картины – картины, содержащие невидимые на первый взгляд предметы.

В Европе «двуликие» картины известны с XV столетия (и даже ранее). Изначально головоломки носили сатирических, карикатурный характер, в которых изображения «маскировались» для того, чтобы автор мог избежать немедленной расплаты…

Каких только сюжетов нет в двойственных картинах! Фантазия и мастерство художников превращают карту планеты в женскую головку, бабочек — в цветок, а цветок — в паука. Влюбленные парочки неожиданно появляются в бутоне розы или в бороде лесного бога — Лешего.

«Исчезающий образ» знаменитого Сальвадора Дали — портрет самого художника и его жены Елены Дьяковой. Издали — лицо Дали в профиль. По мере приближения к картине мы все отчетливее начинаем видеть фигуру женщины, читающей письмо.(Приложение 3)

Оптические иллюзии, художественный обман зрения, игры разума, — излюбленные приемы, которые часто использует в своей живописи современный украинский художник Олег Шупляк.

По образованию Олег Шупляк — архитектор, но уже долгое время преподает рисование и живопись, начав со школы в родном селе, а продолжив — в художественной школе города Бережаны. Несмотря на то, что в портфолио художника есть бесчисленное множество традиционной живописи, внимание привлекает именно нетрадиционная, — так называемые «картины с двойным смыслом», согласно терминологии автора. (Приложение4)

3.Материалы и инструменты

Название

Описание и рекомендации

Изображение

Кисти

Тонкие кисти необходимы для прорисовки мелких деталей рисунка

Палитра для смешивания красок

Вместо палитры можно использовать одноразовые тарелочки. Палитра может быть пластиковая, но обязательно белого цвета.

Бумага (ватман)

Формат А3, бумага плотная, не деформируется при намокании

Краски

Предназначены для выполнения рисунка.

Можно использовать, как клеевые, так и масляные. Предпочтение лучше отдать клеевым (акварель, гуашь, темпера). Для начала можно купить набор из 6-ти основных цветов. С их помощью можно сделать любой нужный вам оттенок.

4. Последовательность создания картины с двойным смыслом

Творчество Олега Шупляка дало идею для создания моей картины с двойным смыслом.

п/п

Этап работы

Изображение

Последовательность выполнения

Материалы

Выполнение эскиза

Определить расположение ветвей, светлой птицы, листьев

Бумага форматА3,

карандаш Т,

ластик

Выполнение рисунка в цвете

Начинаем с фона, ветви, птица, листья

Вода, кисти, палитра, гуашь

Завершение картины

Вставляем рисунок в рамку со стеклом.

Рамка 30*40см,, рисунок

Вот такая картина с двойным смыслом у меня получилась (Приложение 5)

Заключение.

Большое значение для создания зрительной иллюзии имеет готовность зрителя «увидеть» то изображение, на которое он настроен. Так, например, на картине в восприятии зрителей «оживает» геометрический орнаментный узор. Причём, чем сложнее орнамент, тем более пространственным и «живым» он выглядит для зрителя. Самым интересным эффектом иллюзорного восприятия является то, что каждый человек видит одно и то же изображение по-разному.

Вывод: Я достигла поставленной цели, разработала и выполнила проект картины с двойным смыслом.

Планирую продолжить работу по выполнению проектов в живописи.

Список источников и литературы

1. Оптические иллюзии Э. Сикл: Оптические иллюзии., 165 Стр. ISBN: . Издатель: Астрель.2004 г.,ил

2. Хитрые загадки в картинках Дуг Андерсон. Издательство: АСТ, Астрель: 2007., 76 стр, ил

Интернет-источники:

ü http://www. *****/publ/opticheskie_illjuzii_obman_zrenija/opticheskie_illjuzii_obman_zrenija_video/illjuzii_v_zhivopisi/

ü http://www. *****/publ/opticheskie_illjuzii_obman_zrenija/opticheskie_illjuzii_obman_zrenija_video/illjuzii_v_zhivopisi/

Приложение 1.

«Вращаются» круги Томпсона

Приложение 2.

«Чувствительный глаз»

Приложение 3.

«Исчезающий образ» знаменитого Сальвадора Дали

Приложение 4.

Автопортрет под липами. Живопись украинского художника Олега Шупляка

Приложение 5.

Готовое изделие.

Утка или заяц?Пример вазы Рубина.Эту фигуру можно видеть как молодую женщину или как старую женщину, см. Моя жена и тёща

Двойственные изображения или обратимые фигуры — это оптическая иллюзия, которая использует графическую схожесть и свойства зрительной системы интерпретации двух и более различных форм изображения. Имеются знаменитые рисунки, вызывающие феномен мультиустойчивого восприятия. Мультиустойчивое восприятие — это возможность воспринимать одно изображение устойчиво в нескольких смыслах. Классическими примерами служат кролик-утка и ваза Рубина. Двойственные изображения важны в области психологии, поскольку часто являются инструментом исследования в экспериментах . Существуют различные свидетельства о возможности представить двойственные изображения в уме, но большинство исследователей следуют теории, что такие изображения в уме правильно представить невозможно . Рисунок уткозайца, по-видимому, является одним из старейших рисунков такого типа. Он был опубликован в немецком юмористическом журнале Fliegende Blätter (23 октября 1892, стр. 147).

Восприятие изображения на среднем уровне распознавания

Когда мы видим изображение, первое, что мы делаем — это попытка собрать все части сцены в различные группы. Чтобы это сделать, нужно использовать базовые методы распознавания краёв. Края могут включать очевидные элементы восприятия, такие как края дома, и могут включать другие элементы, которые мозг должен обработать глубже, такие как края отдельных элементов лица. При поиске краёв зрительная система мозга распознаёт контрастные точки изображения. Способность распознавания краёв объекта содействует распознаванию объекта. В двойственных изображениях распознавание краёв остаётся естественным для восприятия изображения. Однако мозг подвергает изображение более детальному анализу для преодоления двойственности. Например, представим рисунок, в котором происходит изменение освещённости объекта и фона в противоположных направлениях (например, сверху вниз фон меняется с чёрного на белый, а цвет объекта меняется с белого на чёрный). Противоположность градиентов освещённости в конечном счёте приведёт к точке, где освещённости объекта и фона будут одинаковы. В этой точке нет видимого края изображения. Чтобы это учитывать, зрительная система соединяет изображение как целое, а не набор краёв, что позволяет видеть объект, а не набор краёв. Хотя нет полного образа увиденного, мозг способен дополнить этот образ, исходя из понимания физического мира и реального освещения.

«Kanizsa Triangle». Эти пространственно разделённые фрагменты создают впечатление иллюзорных контуров (известное как модальное завершение) треугольников

В двойственных изображениях иллюзия часто возникает из-за иллюзорных контуров. Иллюзорный контур является воспринимаемым контуром без присутствия его в виде физического градиента. В примерах, где светлая фигура закрывает чёрные объекты на белом фоне, белая фигура кажется более яркой, чем фон, и края этой фигуры создают иллюзорный контур. Эти иллюзорные контуры обрабатываются мозгом аналогично реальным контурам. Зрительная система достигает этого путём умозаключения, исходя из полученной информации тем же путём, как она делает это, исходя из степени освещённости.

Правила группировки образа

Во время среднеуровневого распознавания зрительная система использует набор эвристических методов, называемых правилами группировки образа, чтобы быстро распознать базовые объекты восприятия. Это позволяет быстро и просто воспринимать образы путём рассмотрения эталонных образцов и знакомых образов вместо медленного процесса распознавания каждой части группы. Это помогает разрешить двойственность изображений, поскольку зрительная система принимает небольшие отклонения от образца и остаётся в силе осознать образец как целое. Правила группировки образа являются результатом опыта зрительной системы. Когда образец распознаётся часто, он сохраняется в памяти и может быть распознан снова без изучения объекта заново. Например, когда мы смотрим на шахматную доску, мы распознаём эталонный образец шахматной доски, а не набор квадратов с поочерёдным изменением цвета.

Хорошее продолжение

Принцип хорошего продолжения даёт зрительной системе базис распознавания продолжающихся краёв. Это означает, что в случае, когда распознаётся линия, имеется тенденция продолжить её в одном направлении. Это позволяет зрительной системе распознавать края сложных изображений путём определения, в какой точке линии пересекутся. Например, две прямые пересекающиеся прямые в букве «X» воспринимаются как две прямые, проходящие диагонально, в то время как две прямые в букве «V» воспринимаются как изменение направления линии. Примером двойственного изображения может быть две кривые, пересекающиеся в точке. Это соединение кривых может восприниматься как пересечение в букве «X», а не поворот кривых в точке соприкосновения. Иллюзия хорошего продолжения часто используется фокусниками для обмана зрителей.

Похожесть

Правило похожести утверждает, что изображения, похожие друг на друга, можно сгруппировать вместе как объекты одного типа, либо как части одного объекта. Поэтому, чем более похожи изображения или объекты, тем наиболее вероятно они будут сгруппированы вместе. Например, два квадрата среди множества окружностей будут сгруппированы вместе. Они могут различаться по цвету, размеру, ориентации или по другим признакам, но, в конечном счёте, будут сгруппированы.

Близость, общие области и связанность

Закон близости

Свойством группировки объектов по признаку близости является пространственное расстояние между двумя объектами. Чем ближе объекты, тем более вероятно, что они принадлежат одной группе. Такое восприятие может оказаться двойственным без ощущения двойственности воспринимающим лицом.

Объекты, занимающие общую область в изображении, скорее всего, принадлежат одной группе. Эта общая область может занимать единственное пространственное место, и объекты могут занимать различные области вне группы. Объекты могут быть близкими, но восприниматься как принадлежащие разным группам под действием различных визуальных средств, таких как порог цвета, разделяющего два объекта.

Кроме того, объекты могут быть визуально соединены, например линиями, идущими из каждого объекта. Эти похожие, но иерархические правила предполагают, что некоторые правила группировки образов могут перекрывать другие правила.

Сегментация структуры и фон

Зрительная система может помочь себе в разрешении двойственности путём распознавания текстуры изображения. Это осуществляется путём применения нескольких правил группировки. Текстура может дать информацию, помогающую различить целые объекты и смена текстуры в изображении показывает, какие различные объекты могут быть частью той же группы. Правила сегментации текстуры часто взаимодействуют и дополняют друг друга и изучение текстуры может дать информацию о слоях изображения, различить фон, передний план и объект.

Размер и окружение

Если область текстуры полностью окружает другую область текстуры, скорее всего, это фон. Кроме того, малые области текстуры в изображении, скорее всего, принадлежат рисунку.

Параллельность и симметрия

Параллельность является другим способом снятия неоднозначности фигуры в изображении. Ориентация контуров различных текстур в изображении может определять, какие объекты группируются. В общем случае параллельные контуры считаются членами того же объекта или группы объектов. Подобным же образом симметрия контуров может также определять фигуру на изображении.

Экстремальная граница и относительное движение

Экстремальная граница — это изменения в текстуре, которые создают впечатление, что объект находится перед или за другим объектом. Это может быть следствием эффекта тени, который даёт видимость глубины. Некоторые эффекты экстремальной границы могут разрушить сегментацию. Воспринимаемая граница может также содействовать в различении объектов путём обследования вызванных движением изменений в текстуре относительно границы.

Использование двойственных изображений для сокрытия в реальном мире: камуфляж

В природе организмы используют камуфляж для спасения от хищников. Это достигается путём создания двойственной сегментации структуры путём имитации окружающего пространства. Без способности получить заметную разницу в текстуре и позиции хищник не в состоянии видеть свою жертву.

Распознавание объекта на высокоуровневом этапе

Следующим этапом после простого восприятия объекта является распознавание объекта. Распознавание объекта играет решающую роль в разрешении двойственных изображений и опирается существенным образом на память и предварительные знания. Чтобы распознать объект, зрительная система находит знакомые компоненты и сравнивает воспринимаемый объект с представлением объекта в памяти. Это можно сделать, используя различные шаблоны объекта, такие как «собака» для представления собак вообще. Метод шаблонов не всегда успешен, поскольку члены группы могут существенно визуально отличаться друг от друга и могут выглядеть существенно различными, если смотреть под разными углами. Чтобы учитывать проблему угла зрения, зрительная система определяет знакомые компоненты объекта в 3-местном пространстве. Если компоненты воспринимаемого объекта находятся в той же позиции и ориентации, что и объект в памяти, распознавание возможно. Исследования показали, что люди, более креативные в своём воображении, лучше воспринимают двойственные изображения. Это может быть следствием способности быстрого распознавания шаблонов в изображении. Когда представляется в памяти ментальный образ двойственного изображения таким же образом, что и нормальное изображение, определяется каждая часть и затем вставляется в ментальный образ. Чем сложнее сцена, тем дольше идёт процесс определения части и добавления в изображение.

Куб Некера — проволочный каркас куба без намёка на глубину.

Фигуры, нарисованные без намёка на глубину, могут стать неоднозначными. Классическим примером этого феномена служат куб Неккера и ромбическая мозаика (видимая как изометрический рисунок кубов).

Использование памяти и недавнего опыта

Наша память имеет большое воздействие на распознавание двойственного изображения, так как это помогает зрительной системе идентифицировать и распознать объекты без необходимости анализировать и категоризировать их повторно. Без участия памяти и предварительного знания изображение с несколькими группами похожих предметов будет трудно воспринимать. Любой объект может иметь двойственное представление и может быть ошибочно отнесён к неверной группе. Таким образом, для правильного восприятия необходим предварительный опыт. Были проведены исследования с помощью психологического теста «Greebles», чтобы показать роль памяти в распознавании объектов. Предварительная подготовка испытуемых путём показа похожих объектов имела большой эффект на ускорение разрешения неоднозначности.

Картины с смыслом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *