Православие и приметы

Содержание

В каких случаях нельзя входить в храм и прикасаться к святыне

Входить в старообрядческий храм нельзя:

1) человеку некрещеному или крещенному вне Русской Православной Старообрядческой Церкви. Впрочем, в этом случае по разрешению священника или, в случае его отсутствия, заменяющего его церковнослужителя (например, уставщика) и такому можно находиться в церкви, особенно если он пришел сюда с целью ознакомления с правой верой в поисках истинной Церкви. Но стоять таковому можно лишь около входа (в притворе, на паперти), без внешнего выражения молитвы (то есть без совершения поклонов и крестного знамения). Если же некрещеный или нестарообрядец желает поставить свечу, то для этого нужно попросить кого-либо из прихожан поставить ее по желанию пришедшего;

2) женщине-старообрядке, у которой не прошло сорока дней от рождения ею ребенка. Как известно, при родах бывает естественная нечистота, от которой, по святоотеческому учению, женщина очищается через сорок дней, после прочтения священником особых (очистительных) молитв. Без этих молитв, даже и по истечении сорока дней от дня родов, вход в храм «жене родившей» не разрешается. Необходимо сказать здесь и о том, что упомянутые молитвы входят в состав чина Святого Крещения. Если крещение новорожденного совершается после сорока дней от его рождения, то при крещении в храме присутствует его мать, которой эти молитвы тогда и вычитываются (в притворе). Если же крещение младенца совершается до сорокового дня по его рождении, то родившая женщина в церковь на крещение не приходит и названные молитвы в Чине Крещения не читаются. В этом случае для очищения и возможности войти в церковь, после того как пройдут сорок дней, женщина приходит в храм, где эти молитвы читаются для нее священником в притворе, то есть близ дверей церкви;

3) женщине-старообрядке (и девице) в период месячных;

4) христианам-старообрядцам, живущим в законном браке, в тот день, когда они совокуплялись;

5) христианину-старообрядцу, совершившему тяжкие грехи и отлученному за это от Церкви епископом. Речь идет, в первую очередь, о таких грехах, как убийство, блуд и непримиримая вражда по отношению к кому-либо из христиан во всех их разновидностях. Встречаются, впрочем, такие обстоятельства, когда пребывание вне храма, без Божественной службы, не исправляет, а, наоборот, ввергает согрешивших в еще более тяжкие беззакония. В этом случае, «сматряя свою совесть», человек, совершивший тяжкий грех, по совету и рассуждению духовного отца может находиться в храме и молиться, но должен, подобно некрещеному или иноверному, стоять близ дверей и не подходить для целования ко святым иконам, честному Кресту и иным святыням, со смирением и чистосердечным раскаянием оплакивая свое падение, «аки Адам пред враты Рая».

По статистике каждый третий верит в приметы, гадания, и гороскопы. Из них большинство – люди, считающие себя верующими.

Позиция отцов церкви непоколебима: приметы – это грех. Там, где есть суеверия, нет места истиной вере. Опасаясь дурных знаков, человек не доверяет ни себе, ни Богу.

Отношение отцов церкви к суевериям, приметам и гаданиям

Православные священники считают, что верить в приметы это грех и соблазн, недостойный истинного христианина. Слово суеверие созвучно слову “суета”. Такие верующие нарушают первую заповедь Христа.

Ее нарушение – грех, не осознаваемый многими. Люди не признают, что вся сила от Бога, и наделяют божественной силой предметы и животных. Распространение ересей, которыми являются суеверия, есть ложь о Боге.

В тяжёлых жизненных ситуациях люди прибегают к помощи ворожей и колдунов. Это тоже тяжелый грех и суеверие: проявление недоверия Богу. Все испытания даются свыше, пытаясь избежать их с помощью лукавства, человек вредит себе еще больше. В бедственном положении лучше идти в храм, исповедоваться и причаститься.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Святая церковь предостерегает от гаданий. Считается, что они – суть издевательства тёмных сил над человеком. Гадая, человек поручает свою судьбу нечистой силе. Если прогноз ворожеи неблагоприятный, она может запрограммировать на неудачу. Так же программируют и негативные приметы.

Суть греха суеверия в том, что оно уводит верующего от истинного, подлинного знания, подменяет высокое завлекающим магическим ритуалом. Страшно, когда церковные святыни используют в магических обрядах, особенно в черной магии. Это убийство души и надругательство над самым чистым, что есть у людей.

Что такое суеверие

Суеверием принято называть безотчетную веру в некое внешнее, формальное действие или же в наличие у предмета каких-либо магических, сверхъестественных сил или способностей. Уже из этимологии слова «суеверие» понятно, что речь идет о «суетной вере».

Православная церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души

Большое распространение суеверий связано с тем, что человек не может совсем ни во что не верить. Как бы ни старались уверить нас заядлые материалисты, что нет ничего, превосходящего физический мир — но социологические опросы свидетельствуют, что примерно половина населения России верит в те или иные приметы и суеверия.

Важно! Это говорит о том, что человек в своей жизни обязательно ищет какую-то духовную опору. Не открыв для себя Истинного Бога, такую опору можно найти в суевериях.

Суеверия всегда субъективны и надуманны. Так, если человек где-то вдруг услышал, что в пятницу 13-го числа с ним может произойти неудача, он будет этого опасаться. И если представить, что нечто нехорошее с ним действительно произойдет (что произошло бы, даже если бы пятница припала на любое другое число месяца), то человек сразу же свяжет это событие с датой. И, скорее всего, в следующий раз, когда календарь вновь «порадует» его несчастливой пятницей, человек уже будет настроен на неприятности.

Читайте о приметах:

  • Красная нить на запястье
  • Еврейская хамса или рука Фатимы

При этом важно, что отсутствие подтверждения суеверию вовсе не приводит к ослаблению веры в него. Психолог Корнельского университета Томас Гилович в своих исследованиях отмечает, что отсутствие ожидаемого эффекта (как плохого, так и хорошего) человеком, верящим в примету, просто игнорируется. Это значит, что если в «плохую» пятницу ничего плохого не случилось — человек не перестанет верить в негатив этого дня. Но если действительно была неудача — в причинно-следственных связях с датой не останется и сомнения.

Можно привести такой аргумент — ну что плохого в том, если человек верит в помощь какой-то вещи (например, амулета), или какого-то действия (например, постучать по дереву), если ему от этого становится психологически легче и спокойнее. На первый взгляд, так и есть. Но на самом деле, углубляясь в суеверия и приметы, человек сам себе отодвигает от Бога.

Православие учит, что ничего в жизни человека не происходит просто так, без Божьей воли. Именно Господь посылает нам все блага, а иногда и трудности, для нашего же духовного роста. Что же происходит, если человек начинает верить в какие-то мистические свойства предметов или внешних действий? Он тем самым отвергает тот факт, что происходящее в его жизни зависит от Бога.

Вторым важным моментом становится постоянная зацикленность на внешнем, на форме. Суеверный человек постоянно думает, какие действия ему нужно или не нужно совершить, совершенно забывая о глубокой внутренней наполненности жизни. Формальные правила выполнить гораздо проще, чем вести сложную и кропотливую работу над своей душой, вот человек и идет по пути наименьшего сопротивления.

Часто предметом суеверий становятся вопросы духовной жизни христианина

На самом деле, отвергая все суеверия и приметы, человек обретает большую свободу. Он больше не зависит от мелких формальных действий, ему не нужно тратить силы своего ума и внимание на то, чтобы не нарушить какую-то примету. Человек может возвысить свой ум к Богу, заняться молитвой, построением личных духовных отношений с Господом.

Важно! Любые суеверия, приметы, магия, оккультизм — пути, полностью противоположные христианству. Если православный христианин видит в себе их зачатки, нужно сразу же исповедовать этот грех и попросить у Господа помощи его истребить.

Самые распространенные суеверия и их безосновательность

Ниже приведем перечень десяти самых известных и почитаемых в народе суеверий и попытаемся объяснить, почему они являются глупостью. Следует заметить, что рассмотреть все популярные приметы невозможно — их в народе огромное количество, к тому же в различных регионах принято почитать «свои» суеверия. Тем не менее есть поверья, которые знакомы с детства буквально каждому.

  • Пятница, 13-е. Считается, что совпадение этого дня недели с тринадцатым днем месяца непременно грозит неудачами и бедами. В этот день не рекомендуется начинать важных дел, планировать встречи, принимать судьбоносные решения. Многие застройщики в нумерации квартир или офисов избегают использования числа 13 (как и числа 666), что еще раз доказывает глубокое почитание этого поверья в народе.

Есть множество теорий, которые объясняют «несчастливость» числа 13. Так, согласно одной из них, апостол Иуда был 13-м человеком на Тайной Вечери и после предал Христа.

В оккультизме и сатанизме число 13 используется как дьявольский знак. На шабаш принято собирать именно такое количество ведьм, расставлять 13 свечей и так далее.

Скандинавская мифология повествует нам о двенадцати богах, которые мирно правили миром, пока не пришел тринадцатый бог Локи и не убил всех. Также считалось, что древние виселицы имели именно 13 оборотов веревки на петле, а к месту казни вели именно 13 ступеней. Конечно, достоверных исторических данных о таких деталей средневековых казней нет.

  • Черная кошка. Несчастное животное снискало недобрую славу только лишь за цвет своей шерсти. В оккультных сектах черных кошек приносили в жертву, верили, что в них вселяются души демонов. Но даже вполне себе православные люди, по воскресеньям ходящие в храм, чувствуют себя неуютно, если черная кошка перебежит им дорогу.

    Больше всего суеверий и примет связано с котами

К счастью, многие обладатели домашних питомцев черного цвета с уверенностью убеждают нас в том, что их кошки не приносят ничего, кроме тепла и радости в дом.

  • Пустое ведро. Плохой приметой считается, если вам перешли дорогу с пустым ведром на перевес. Объясняется это тем, что раз ведро не заполнено — в него «складывается» вся ваша удача и успешность сегодняшнего дня.

Абсурдность такой веры даже объяснить трудно — в ведро можно сложить помидоры или налить воды, но на постороннего человека повлиять пустое ведро никак не может.

  • Разбитое зеркало. Суеверного человека осколки зеркала на полу могут повергнуть в настоящий мистический ужас. Считается, что разбить зеркало — это очень дурной знак, который вещает чуть ли не смерть. Связано это с верой в то, что зеркало не только отражает внешность человека, но и задерживает частичку его души. Поэтому считается опасным смотреться в древние зеркала — там могут оставаться души умерших хозяев. Отсюда же пошла практика закрывать тканью зеркала в доме, где находится покойник перед похоронами — чтоб его душа не «застряла» в зеркале.

Для православного человека совершенно очевидно, что душа ну никак не может находиться в стекле. После смерти душа идет к Богу, в Вечность, и вместо того, чтобы тратить свои силы и время на завешивание зеркал в доме, гораздо лучше встать и помолиться об упокоении близкого человека.

  • О запрете входить в ворота. Наверное, одно из самых смешных на практике суеверий. Всем знакома картина: в храме после службы стоит очередь людей, которые по отному проходят в тесную узкую калиточку, в то время как рядом распахнуты широкие въездные ворота, в которые никто не идет. Почему так? Если спросить «старожил», они вам авторитетно объяснят, что через ворота завозят покойников, поэтому ходить там нельзя ни в коем случае.

К сожалению, тогда ходить нельзя вообще нигде. Потому что покойников возят и по улицам, и по дорогам. Более того — в подъезды тоже заходить не стоит, ведь и туда их заносят. Про храмы и говорить не приходится, ведь зачастую покойников там могут оставлять и на ночь. Почему же примета касается исключительно открытых ворот? Вопрос риторический.

  • О запрете проходить под лестницей. В чем-то схожее суеверие с воротами, только под лестницей нельзя проходить по причине того, что лестница со стеной и землей образует треугольник, который якобы каким-то образом соотносится со Святой Троицей. Проходя под лестницей, человек разрушает Троицу и тем самым обижает Бога.

У этого суеверия хотя бы есть какая-то практическая польза — под лестницей действительно иногда ходить опасно, ведь она может упасть. Для православного человека вопрос техники безопасности — это единственная возможная причина обойти лестницу стороной. Нельзя в каждом треугольнике видеть Святую Троицу, это формализм и излишняя погоня за внешним.

  • О рассыпанной соли. Беда всех хозяек — рассыпанная соль на столе. Что с ней только не делают, чтобы отвести беду — и чертят на ней кресты (что вообще можно рассматривать как кощунство), и посыпают сверху сахаром (чтоб «подсластить» удачу), и много еще действий можно придумать.

    Суеверное отношение к соли крепко укоренилось в сознании человека

Поверье, что рассыпанная соль притягивает беду идет с тех времен, когда соль была дорогой, и рассыпать ее было жалко. Позже досада о порче продукта трансформировалась в суеверие о бедах.

  • Узелки и амулеты «на удачу». Многие люди верят, что если они будут носить на себе определенные вещи (например, красные нитки на запястье, булавки под одеждой, перышки или узелочки на шее), то это убережет их от сглазов и принесет удачу.

Истоков у таких поверий много и они все перепутаны. Действительно, существуют оккультные амулеты (например, пентаграммы, перевернутые кресты), которые используются для привлечения демонических сил. Такие вещи носить на себе не только бесполезно в плане защиты от сглаза, но, напротив — опасно. Одев на себя подобную вещь, человек сам добровольно впускает в свою жизнь темные силы.

Всякие булавки и узелочки более безобидны — они не несут в себе особого мистического смысла. Однако не стоит забывать, что одевая на себя подобные вещи, человек забывает о Боге и считает, что его защитой становится какой-то предмет. В жизни же православного христианина есть только один Заступник — Господь Наш Иисус Христос.

  • Нельзя показывать на себе болезни или больные места. Эту примету можно понять — никто не хочет болеть, особенно если речь идет о тяжелых заболеваниях. Поэтому и выливается страх за свое здоровье в примету, что если показать на себе больное место, то обязательно заболеешь.

Однако мы должны помнить, что Господь никогда не допускает болезнь просто так. Каждый человек, который столкнулся с проблемами здоровья, может вынести для себя большую духовную пользу из этого. В Евангелии сказано, что даже волос не упадет с головы человеческой без воли на то Господа, так почему же мы верим, что простое указание на свое тело может привести к болезни?

  • Нельзя возвращаться домой после выхода. Считается, что если человек собрался и вышел из дому по своим делам, то ему не нужно больше возвращаться назад, даже если он что-то забыл. Из этого суеверия можно извлечь чисто практическую пользу и смысл — собираться нужно внимательнее, тогда не придется тратить время на возвращение за забытыми вещами. Ведь, действительно, опоздав на важную встречу из-за необходимости вернуться домой, можно получить серьезные неприятности в жизни. Но причина в этом будет вовсе не мистическая.

Забивая себе голову этими и подобными суевериями, человек постепенно уходит от Бога. Нельзя одновременно верить в силу каких-то предметов, вещей или действий и в силу Божью. Это вещи взаимоисключающие.

Важно! Задача православного христианина — истреблять в своей душе все существующие суеверия, часто насажденные нам родителями с самого детства, а также не допускать появления новых. Только вера в Господа Иисуса Христа может дать мир и покой человеческой душе, а также защитить от любых козней злых сил. Суеверия у православных христиан

Запрещающие приметы: что нельзя делать, чтобы не накликать беду

Множество примет, зародившихся в древности, и по сей день являются актуальными. Благодаря народной мудрости каждый сможет избежать неприятностей.

Народная мудрость является не только устным творчеством, но и хорошей подмогой в жизни. Огромное количество примет и суеверий используется и в современном мире, помогая человеку обходить стороной беды и несчастья. Эксперты сайта dailyhoro.ru представляют вашему вниманию подборку примет, которые избавят вас от беды.

Нельзя произносить перед зеркалом отрицательные фразы

По народным поверьям, да и по мнению эзотериков и практиков фэн-шуй, зеркала являются сакральными предметами, способными впустить в наш мир потусторонние сущности, воплотить наши мысли в реальность и приумножить произносимое. В связи с этим перед зеркалом ни в коем случае нельзя говорить о том, что вы неудачливы, некрасивы, больны или бедны. Зеркала впитывают энергетику человека, сторицей возвращая ее в реальный мир.

Нельзя есть перед зеркалом

По поверьям, человек, пережевывающий пищу перед зеркалом, рискует потерять память.

Дамы, принимающие пищу возле зеркала, рискуют потерять свою женскую привлекательность.

Приемом пищи вы можете выманить из зазеркалья духов, которые могут навлечь на вас болезни и скорби.

Нельзя ночью смотреть в зеркало

Ночью потусторонние силы особенно активны, поэтому взгляд в зеркало может спровоцировать их на негативные действия в отношении вас.

Смотреться в зеркало ночью опасно и по причине быстрого морального истощения.

Почему нельзя засыпать колодец

Эта народная примета не пользуется большой актуальностью, однако дачникам и тем, кто живет в своих домах, стоит помнить о ней. Колодцы во все времена считались не только источником воды, но и символом мудрости. Рядом с колодцами оставляли личные вещи, чтобы вернуться в отчий дом из далекого путешествия, воины бросали в колодцы оружие, чтобы больше никогда не причинять боль и страдания, а также не возвращаться на войну. В связи с этим засыпать колодцы для наших предков было равносильно призыву мучительной болезни, которая может захватить всех домочадцев.

Нельзя заранее отмечать день рождения

Праздновать день рождения раньше положенного всегда считалось плохой приметой. Раньше верили, что таким образом можно навлечь на себя болезнь. Это связано с тем, что человеку отмерено определенное количество лет, и он не вправе распоряжаться волей свыше.

Еще одно толкование приметы связано с покровительством умерших родственников. При переносе даты они могут разгневаться и лишить своего потомка надежной защиты Рода.

Нельзя заранее поздравлять с днем рождения

Согласно народному поверью, в день рождения человека охраняет ангел, а слова поздравления заранее могут привлечь нечистые силы, которые отнимут здоровье у именинника.

Ранние поздравления могут повернуть вспять все добрые слова, и именинник получит все то, что вы ему желаете, с точностью до наоборот.

Нельзя есть вилками на поминках

По примете, душа усопшего во время поминания находится среди приглашенных гостей. Острые предметы, в изобилии находящиеся на столе, могут причинить ей боль и страдания.

Нельзя зашивать на себе одежду

Зашитая на себе одежда перед выходом из дома может привести к проблемам в дороге.

Если вы пришиваете пуговицы, не снимая одежды, то рискуете своим финансовым благополучием.

Зашивать на себе одежду — зашивать ум. Наши предки полагали, что после таких манипуляций человек становится забывчивым и рассеянным.

Нельзя бить кошек

С давних пор те, кто обижает кошек, рискуют навлечь на себя несчастья. Черная полоса в жизни может продлиться семь лет.

По примете тот, кто беспричинно бьет животных, рискует оказаться в местах лишения свободы, потерять финансовую стабильность и хорошую работу.

Наши предки верили, что кошки являются посланниками свыше, и если с ними плохо обращаются, то после смерти обидчиков ожидает не лучшая загробная жизнь.

Нельзя бить полотенцем

По одному из толкований приметы, битье полотенцем может «вытянуть» наружу ваши тайные замыслы.

Если бить полотенцем членов семьи, то вы рискуете нажить себе множество проблем среди домочадцев.

Бить полотенцем домашних животных — к финансовым убыткам.

Нельзя разбивать яйца об стол

Если вы решили разбить яйцо об стол, то такое действие чревато негативными последствиями: вас ограбят или вы сами станете причиной недовольства окружающих.

Также в древности считалось, что, разбивая яйца об стол, человек может разбить свою счастливую судьбу.

Нельзя ставить пустую бутылку на стол

Пустая бутылка, выставленная на стол, лишает семью достатка и изобилия и может повлечь финансовые трудности.

Пустая бутылка способна затянуть в себя положительную энергетику, спровоцировав в семье скандалы.

В пустом сосуде может поселиться злой дух, который будет мешать семейному счастью.

Нельзя ставить сумку на стол

Привычка ставить сумку на стол может спровоцировать семейные скандалы. Дамам такое действие сулит разлад с любимым человеком, а мужчинам, поставившим портмоне, грозит финансовая несостоятельность.

Нельзя стучать по столу

Предки верили, что стучать по столу — призывать в дом беду. Стук по столу может грозить мелкими неприятностями, а также нищетой.

Нельзя оставлять нож на столе

Столовый прибор, забытый вами на столе на долгое время, способен привлечь в семью ссоры и разногласия.

Забытый на ночь нож собирает негативную энергетику, которая впоследствии передается вам. Это чревато как сложностями в жизни, так и болезнями.

Также наши предки считали, что нож, забытый на ночь, не даст семье спокойно отдохнуть. Вы можете постоянно просыпаться из-за кошмаров или всю ночь не сомкнуть глаз из-за неосознанного страха.

Нельзя вытирать стол рукой

Такое действие сулит человеку полное отсутствие денежных средств.

Вытирать крошки рукой — к постоянным тратам и к печалям.

Нельзя вытирать стол бумагой

Шелест бумаги вызывает шум, похожий на звуки ссоры. Если вы вытираете стол с помощью бумаги, это действие может повлечь за собой скандалы в семье.

Также наши предки считали пищу даром свыше. Они верили, что, протирая стол не влажной тряпкой, а жесткой бумагой, можно нанести обиду Высшим Силам.

Нельзя выносить мусор вечером после захода солнца

Наши предки считали мусор, скопившийся у семьи, показателем достатка. Вынос мусора вечером способствует финансовым проблемам в семье.

Еще одна причина запрета — разгул нечисти в темное время. Чтобы не дать нечистым силам навредить себе и своей семье, нельзя давать им ничего из дома. Иначе даже на выкинутую вами вещь можно будет наложить проклятие.

Нельзя мыть пол вечером

Хозяйка, решившая убраться после захода Солнца, может навлечь на дом беды и нечистую силу, которая будет вредить всем домочадцам.

Мытье полов вечером нашими предками приравнивалось к вымыванию достатка и благополучия семьи.

Нельзя мыть пол после ухода гостя

Своими действиями вы закрываете обратный путь своему гостю в ваш дом, а также обрекаете его на неприятности в дороге.

Если вы моете пол, пока ваш член семьи куда-то едет, то можете накликать на него беду.

Нельзя мыть посуду, если вы в гостях

Милое, казалось бы, предложение помощи может обернуться семейными проблемами. Девушка, помывшая в гостях посуду, может надолго забыть о замужестве.

Нельзя оставлять грязную посуду на ночь

Немытые чашки грозят хозяйке сплетнями в ее адрес. Незамужней девушке такое отношение к посуде может посулить ссоры с любимым человеком.

Грязные тарелки могут привлечь в семью гостя, который вам неприятен, а также негативные известия и энергетику.

Столовые приборы, не помытые на ночь, сулят появление в вашей жизни озлобленного человека, способного навести на вас порчу.

Немытые кастрюли повлекут за собой отток финансового благополучия.

Испортить себе личную жизнь можно, не помыв за собой фарфоровые изделия.

Конфликты в семье ждут женщину, находящуюся в браке.

Если вам помогает посторонний человек, то его негативные мысли могут остаться у вас в доме, нарушая энергетику благополучия.

Кухня являлась сакральным местом для наших предков, и если им требовалась помощь, то они обязательно платили мелкой монетой тому, кто помогает навести порядок.

Нельзя есть с ножа

Тот, кто ест с ножа, станет злым и агрессивным и будет часто расплачиваться за свой «острый язык».

Наши предки считали, что есть с ножа — призывать собственную глупость.

Еще одно толкование приметы гласит, что человек, который ест с ножа, навлекает на себя болезни. Они могут обернутся хирургическим вмешательством.

Мужчинам такой «ритуал» сулил сокращение срока жизни, а девушкам предрекает злого мужа. Беременные женщины, поев с ножа, рисковали здоровьем своего ребенка.

Нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса

По поверью, употребление яблок до срока может повлечь за собой болезни и несчастья в семью.

Предки верили, что не освещенные в церкви яблоки навлекают семь бед, тогда как после Спаса они приносят лишь счастье и процветание.

Нельзя класть шапку на стол

Такое действие может повлечь нищету для всей семьи. К тому же головной убор на столе может спровоцировать ограбление или угон вашего автомобиля.

Привычка кидать шапку на стол может обернуться большим количеством ссор, причем не только дома, но и на работе, в институте или школе.

Нельзя наливать через руку

Если вы решите что-то налить через руку рядом сидящего человека, то, согласно примете, навлечете на себя и своих близких череду неудач.

Нельзя отдавать шторы

Приняв шторы от постороннего человека, вы можете попасть под его негативное влияние.

Если вы отдаете шторы, то вас ждут финансовые трудности.

Также по примете шторы, отданные вами, могут спровоцировать злые сплетни в адрес вашей семьи.

Нельзя отмечать сорокалетие

Согласно примете, для женщин праздник может обернуться наказанием свыше. Они потеряют свое очарование, красоту и ум.

Мужчины могут поплатиться здоровьем и финансовым благосостоянием.

Наши предки сравнивали число сорок со словами «ссора» и «рок», поэтому стремились избежать празднования такой неоднозначной даты, чтобы избежать конфликтов и черной полосы в жизни.

Нельзя передавать детей через стол

Наши предки верили, что младенцы, переданные через стол или поставленные на столешницу, замедлялись в развитии. Сильная энергетика мебели замедляла не только физическое, но и психическое развитие малыша.

Еще одно толкование связано с потусторонним миром. Передача ребенка через стол могла привлечь нечистые силы, которые нашлют на чадо болезни.

Нельзя сидеть на двух стульях

Наши предки избегали сидеть на двух стульях, чтобы избежать неуверенности в завтрашнем дне и не навлечь на себя несчастья. Это также может спровоцировать жадность, которая обернется большими потерями.

Нельзя сидеть на подушке

Сидение на подушке может спровоцировать как болезни для сидящего, так и лишить его благосклонности капризной Фортуны. Исключение составляют молодожены. Их во время торжества сажают на подушки, чтобы молодая семья быстро встала на ноги и не испытывала денежных затруднений.

Нельзя сидеть на столе

Наши предки уважали стол как место, за которым собирается вся семья. Кощунственное сидение на столе, по поверью, грозит неприятностями и даже серьезными заболеваниями.

Девушка, сидящая на столе, рисковала никогда не выйти замуж или найти супруга, который не станет уважать свою жену.

Сидение на столе уменьшает финансовые возможности.

Нельзя скрещивать ноги

Скрещивание ног, по мнению наших предков, являлось источником проблем со здоровьем. Также такая привычка может вызвать в человеке желание поругаться с домочадцами.

Нельзя смотреть на Луну

Смотреть на Луну предки не советовали, так как человек мог сделаться чрезвычайно плаксивым и восприимчивым к любым неприятностям. А такое поведение, в свою очередь, могло нарушить естественную защиту человека, сделав его подверженным сглазу.

«На Луну смотреть — ночь не спать, день не есть». Так поговаривали в древности, запрещая девушкам любоваться на ночное светило, чтобы не спровоцировать раздор с любимым, особенно если у них намечалась свадьба.

Нельзя спать на двух подушках

Спать на двух подушках — заявлять Судьбе о своей независимости. Удача может от вас отвернуться.

Если один из супругов спит на двух подушках, то семье не избежать тяжелого скандала, который может обернуться разводом.

Если вам приснилось, что вы спите на двух подушках, то ждите финансовых трудностей.

Нельзя спать ногами к двери

Спать ногами в сторону дверного проема — к кошмарам и плохому сну.

Наши предки полагали, что живой человек, решивший лечь спать таким образом, рискует не проснуться.

Нельзя снимать спящих людей

Душа человека во время сна может находиться не в теле. Спугнете ее яркой вспышкой или звуком — ждите беды.

Спящие дети больше других подвержены атакам нечистой силы, поэтому съемка или фотографирование запрещены. Наши предки до отсутствия техники старались никому не показывать спящее чадо, чтобы его не сглазили.

Нельзя целовать в глаза

Такие поцелуи могут повлечь расставание с любимым человеком.

Также поцелуи в глаза могут наслать на человека неприятности со здоровьем.

Множество примет, существующих и продолжающих формироваться, помогают нам справляться с жизненными трудностями. Даже тем, кто не верит в приметы, стоит воспользоваться мудростью предков. Так вы сможете сохранить уют в доме, стяжать благополучие и избежать болезней. Желаем вам удачи во всех начинаниях, и не забывайте нажимать на кнопки и

Действия

Обычные повседневные действия могут принести несчастье, если их выполнять.

Говорить перед зеркалом плохие слова

Издавна считается, что зеркало обладает способностью впитывать энергетику человека, который часто в нее смотрится. Если он перед зеркалом говорит плохие слова, например: «Я несчастный, некрасивый, невезучий». То зеркало помогает воплощать мысли этого человека в реальность, многократно преумножая их.

Поэтому не зря многие психологи рекомендуют каждое утро перед зеркалом проговаривать только хорошие и ободряющие слова, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Зашивать на себе одежду

Если одежда перед выходом внезапно порвалась, то лучше смените ее на другую, так как зашивать перед дорогой — это к неудачным делам. Оторванную пуговицу нельзя пришивать на себе, иначе будут проблемы с деньгами. Если человек часто зашивает на себе одежду, даже по мелочи, то у него со временем память станет хуже.

Обижать кошек

Издавна замечено, что тех людей, которые пинают, ругают кошек, постоянно преследуют несчастья. Считается, если сильно обидеть или убить кошку, то в течение пяти-шести лет человек может угодить в тюрьму, потерять все состояние, тяжело заболеть.

Ставить женскую сумку или мужское портмоне на стол

Если женщина часто ставит свою сумку на стол, то у нее вероятны частые семейные скандалы или она вскоре расстанется с любимым мужчиной. А мужчина, регулярно оставляющий сумку на нем, не сможет выйти из финансовой ямы.

Кидать головной убор на стол

Если шапки на работе лежат на столике то фирме сложно будет выйти из финансовой ямы. Если водитель часто кидает шапку на столик, то его машину вскоре могут угнать или его самого ограбить. Дома головной убор нежелательно класть на столик, ибо это к крупным семейным ссорам.

Перешагивать через детей

Считалось, если перешагнуть через детей, то они будут медленно развиваться как физически, так и психически. Поэтому, чтобы этого не произошло, нужно сразу же перешагнуть обратно через ребенка.

Сидеть на двух стульях

Человек, который часто сидит одновременно на двух стульях, нередко бывает неуверенным в делах, его преследуют сплошные неудачи. Такой человек нередко стремится к тотальной экономии, из-за чего вдвойне теряет деньги.

Сидеть на подушке

Если часто сидеть на подушке, на которой спишь, то можно годами не вылезать из болезней. Подушку лучше подкладывать под спину, а не филейную часть тела.

Сидеть на столе

Считается, если молодая девушка любит сидеть на столике, то у нее роды будут очень тяжелыми, а отношения с мужем будут хуже некуда. Если мужчина любит сидеть на столике, то у него деньги будут утекать из рук, а он сам не будет вылезать из болезней.

Долго любоваться Луной

Наши предки не рекомендуют перед сном долго смотреть на луну, иначе человек станет очень чувствительным к любым изменениям в его жизни. А замужняя женщина после того, как полюбуется на луну, может серьезно поссориться с мужем.

Спать сразу на двух подушках

Если все время спать сразу на двух подушках, то везение от вас надолго отвернется. Если кто-то из семейной пары спит на двух подушках, то это к серьезному разладу в семье или к разводу.

Спать ногами к двери

Если расположить спальную мебель таким образом, что ноги будут смотреть в сторону двери, то спящему не только часто будут сниться кошмары, но и повышается риск умереть во сне.

Еда

Даже с едой связано много примет, которые могут принести несчастье.

Принимать пищу перед зеркалом

Считается, если мужчина каждый день принимает пищу, глядя в зеркало, то он постепенно может потерять память, а женщина помимо памяти может потерять и внешнюю красоту.

Есть вилкой на поминках

Во время поминок на девятый, сороковой, годовщину ни в коем случае нельзя есть с помощью вилок и ножей, так как считается, что эти предметы душе усопшего причиняют только боль.

Разбивать яйца об стол

Нежелательно разбивать об столик как вареные, так и сырые яйца, иначе счастливая судьба пройдет мимо, а сам человек окажется жертвой ограбления или осуждения окружающих.

Оставлять пустую бутылку на столе

Считается, если во время застолья оставить пустую бутылку из-под алкоголя на столе, то у сидевших за столом в ближайшее время возникнут серьезные финансовые трудности или скандалы. Поэтому рекомендуется пустую бутылку сразу же выкидывать.

Есть с ножа

Если беременная девушка нередко ест пищу с ножа, то у ее ребенка могут быть проблемы со здоровьем. А мужчина таким образом сокращает свою жизнь. Молодая девушка выйдет замуж за злого мужа. Замужняя женщина может заболеть или расплатиться за свою глупость.

Уборка

Даже во время уборки нежелательно выполнять некоторые действия.

Смахивать крошки со стола рукой

Крошки смахивают всегда тряпкой, но ни в коем случае рукой, иначе в семье будут денежные трудности из-за непредвиденных крупных трат.

Выкидывать мусор вечером

После того, как солнце село, никакой мусор из дома не выкидывают, иначе в семье денег не будет хватать. А также считается, что на выкинутую вами поздним вечером любую вещь можно наложить сильное проклятие. Поэтому мусор лучше выкидывать утром сразу после того, как солнце взошло или днем.

Делать уборку в помещении вечером

Наши бабушки считали, что мытье полов или генеральная уборка вечером вымывает благополучие семьи, а также открывает двери в дом злым духам. Особенно нежелательно мести веником в такое время суток, иначе выметете из дома счастье, здоровье и достаток.

Мыть пол сразу после ухода гостя

Сразу после ухода дорогого гостя нежелательно мыть пол, так как он больше не придет в ваш дом или с ним что-то плохое случится в пути. В любом случае уборку делают только после того, когда он прибудет на место назначения.

Мыть посуду в гостях

Если замужняя женщина моет посуду в гостях, то дома ее будет ждать семейная ссора. Девушка, намывавшая посуду у друзей, долго не выйдет замуж.

Забывать на ночь кухонный нож на столе

После того, как приготовили еду или поели, нож рекомендуется обязательно убирать в ящик для столовых приборов или в специально отведенное для него место.

Так как оставленный нож на столике за ночь притягивает отрицательную энергетику и потом ее передает тому, кто первый возьмет в руки. В древние времена считалось, что нож на столике — к сильным болезням или ссорам в семье.

Оставить грязную посуду на ночь в раковине или на столе

Из-за определенной невымытой посуды могут быть неприятности:

  • Чашка — Ссора с любимым человеком.
  • Тарелка — Плохие новости, нежеланный гость.
  • Ложка, вилка, нож — Негатив в адрес хозяйки.
  • Кастрюля, сковорода — Финансовые лишения.
  • Фарфоровые изделия — Несчастная судьба.

Эти приметы — результат многовековых наблюдений наших предков, поэтому они чаще всего сбываются. А значит, их лучше соблюдать, чтобы избежать несчастий. Самыми верными приметами считаются, где нельзя:

  • Сидеть на столе.
  • Отмечать сорокалетие.
  • Есть с ножа.
  • Делать уборку вечером.
  • Обижать кошек.

О суеверии и подлинной вере

Как-то, приехав в родной Оренбург, я, проходя с сыном по мосту через реку Урал, обратил внимание на множество навесных замков, повешенных на ажурные стойки перил и на сами перила. Замки были разные – от маленьких и изящных до крупных амбарных, некоторые покрашены краской, на некоторых – сердечко или надписи типа «Саша + Маша». Раньше такого я как-то не замечал, теперь же свободного места на перилах практически не было. Вскоре мне объяснили, что обычай этот связан с бракосочетанием: молодожены приходят в день свадьбы на мост, вешают на него замок, а ключ выбрасывают в волны Урала. В Уфе, говорят, подобный мост называется Мостом любви. Обычай этот, распространяемый ныне в самых разных местах нашей необъятной Родины, связывают с верой в нерасторжимость создаваемой семьи, подобно как невозможно расторгнуть замок, ключ от которого брошен в реку.

Конечно, хорошо уже то, что молодожены настраиваются на единственность и неповторимость брака, что и стремятся выразить народным обычаем. Человек вообще так устроен, что ему хочется путем внешних действий закрепить свое благополучие, а в определенных обстоятельствах усмотреть символ грядущих личных событий. На этом пути, однако, легко скатиться к суевериям, ложным приметам и надежде лишь на видимый ритуал, будто бы помогающий сам по себе.

Вот, допустим, такой пример. В Москве на станции метро «Площадь Революции» можно заметить, как люди, выходя из вагонов электропоезда, зачем-то спешат к бронзовым фигурам пограничника и пса. Если приглядеться, то можно увидеть, что морда пса сияет от многих тысяч прикосновений. Оказывается, данная композиция, словно чудотворный образ, признана доставляющей благополучие: «прикоснись – и добьешься удачи», полагают столичные обыватели. А студенты съезжаются сюда, чтобы прикоснуться своими зачетками к чуткому носу бронзового пса ради успешной сдачи экзамена.

Это типичный вид суеверия. Бездумно выполнить признанное толпой действо и свято верить в его эффект – вот один из признаков суеверия. Суеверное сознание характеризуется чрезмерно щепетильным отношением к внешнему действию, движению, явлению. Сплюнуть через левое плечо, постучать по дереву, присесть на багаж перед дальней дорогой – все это для суеверного сознания суть некое видимое ручательство невидимой помощи и защищенности. В основе суеверий лежит неосознанный страх и вера в какую-то скрытую силу, проявляющуюся в видимых действиях или ситуациях. И в этом смысле суеверность близка магизму, оккультному восприятию нашего мира. Так, в магии признается, что определенные символические действия способны сами по себе влиять на жизнь. И суеверный думает, что определенным образом складывающиеся бытовые обстоятельства кардинально влияют на существо нашей жизни: не с той ноги поднялся – день пройдет неудачно (а поскольку непонятно, какая нога «не та», лучше сразу вставать на обе); перебежала дорогу черная кошка – жди беды (как будто кошка виновата, что у нее черный окрас); сколько раз прокричит кукушка – столько лет еще проживешь (словно судьба человека вверена пернатым).

Обычно считается, что суеверия связаны с непросвещенностью, малообразованностью и невежеством народных масс. В общем-то так оно и есть, но по мере развития научно-технического прогресса и всеобщего образования суеверия никуда не исчезают. Они трансформировались и приспособились к самому прогрессу общества, проникли в школы и научно-исследовательские институты. Например, у современных летчиков считается, что для благополучного полета надо обязательно надеть хотя бы одну уже «летавшую» вещь, на борту категорически нельзя свистеть – к беде, ни в коем случае нельзя произносить слово «последний» в любом контексте. На удачу также рекомендуют выкурить перед рейсом полсигареты, а после рейса докурить; надкусить что-то, а после рейса доесть. Некоторые автолюбители считают, что нельзя мыть машину в дальнюю дорогу – не к добру, свистишь в салоне – остановит гаишник; поставишь запчасти с битого автомобиля – к аварии. Специалисты по работе с компьютерами заверяют, что если за ваш компьютер сядет чужак, то машина будет без видимой причины давать сбои, поэтому многие из пользователей ставят рядом с компьютером маленькую пирамидку, якобы защищающую от порчи и сглаза «четырехугольного друга». А известная шведская фирма «Ericsson» поставляет на китайский рынок телефонные трубки с индексами, непременно имеющими цифру «8»: A1018, A1028, A3618 и т.д., поскольку «восьмерка», по древним китайским приметам, приносит удачу. Цифра «4» там считается «числом смерти», и поэтому в маркировках ее не бывает. В нашей же стране полагают, что счастье приносят те телефонные номера, где есть подряд три любые одинаковые цифры, даже 666, или хотя бы одна цифра «7».

Суеверия порождены магическим сознанием общества. Магизм кажется более простым и удобным, нежели христианская вера, он быстро проникает в любые слои нашего общества, не требуя для своего усвоения особых душевных затрат. Удивительное дело: человек может не верить в Бога или верить очень поверхностно, но при этом легко доверяет всевозможным приметам, гороскопам, откровенным предрассудкам. Причина этого заключается именно в поверхностности, легкости суеверия, что для грехолюбивого естества человека более удобно, тогда как вера в Бога требует серьезного, глубокого, сердечного отношения и постоянной работы над собой.

Именно магизм выражается в суеверном представлении о влиянии отдельно взятых, как бы символических действий на благополучие или неблагополучие нашей жизни. Например, существует прочное убеждение, что при закладке фундамента в угол нужно непременно положить монету – на счастье. Не молитва, не чин освящения выступают в народном сознании на первое место, а сложившийся веками обычай полагать монету – как бы символ богатства и благоденствия дома – в основу его фундамента. «Соблюди ритуал – не пожалеешь», – говорят в таком случае. Перед экзаменом, убеждены студенты и школьники, для успешной сдачи не стоит мыть голову, видимо, чтобы не смыть вместе с грязью и знания. А если между любящими друг друга людьми пройдет цыганка, то ради спасения дружбы надо крикнуть: «Привет на сто лет».

В суевериях действует не логика, а благоговейный страх перед людским обычаем. Раньше в деревнях была примета: если курица поет петухом – не к добру. Такой курице сворачивали голову и бросали через порог, приговаривая: «На свою голову, не пой курица петухом», то есть лучше расправиться с курицей, чем заработать беду. Отсюда, кстати, возникла пословица: «Не пой курица петухом, не бранись баба с мужиком». Также с незапамятных времен считается не принятым пожимать руку через порог, ибо, знает народная мудрость, после этого такие люди обязательно поссорятся. Подобный обычай вторгся даже в народно-церковные взаимоотношения, так что уже нельзя спрашивать благословения через порог или же находясь на ступеньках (видимо, чтобы не поссориться с батюшкой).

Во многом суеверия поддерживаются на уровне быта, который перестроить крайне трудно. Воспринимая в детстве суеверия и приметы, озвученные взрослыми, ребенок уже возрастает с ними как с чем-то вполне для него естественным. Ведь у ребенка еще нет критического мышления, а повзрослев, он уже привык так поступать и думать. «Когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам – так, как бы вели вас» (1 Кор. 12: 2) , – говорил апостол Павел. Остается в психике некий детский слой, который проявляет себя и по приходе в зрелый возраст. А сами суеверия, по сути, есть остаток язычества.

Суеверие есть слепое принятие мнений, рожденных человеческим невежеством (но невежеством не столько интеллектуальным, сколько духовным). Если суеверному придет письмо с указанием переписать это письмо 20 раз подряд – и тогда «станешь счастливым», он, не задумываясь, сядет переписывать. «Письма счастья» – это пересылаемые по почте тексты, призывающие под различными предлогами их размножить и распространить далее. Магизм подобного обычая ярко проявляется в том, что надежда на личное счастье суеверно соединяется с самим фактом бездумного, механического копирования письма, в страхе за невыполнение подвергнуться бедствиям. Перефразируя известную русскую поговорку, предложим пословицу: «Скажи дураку, какой ритуал принесет ему счастье, он расшибется, но выполнит». Скажут ему: поплюй через левое плечо, чтобы высказанное желание сбылось, он тут же начнет отплевываться. Скажут: как проведешь первый день года, так и весь год пройдет, он будет неумеренно веселиться в ночь на 1 января, чтобы заполучить беззаботность на целый год жизни.

Причем даже люди, вроде бы ни во что не верящие, суеверно исполняют какую-нибудь примету ради мнимого благополучия. Иногда даже в квартирах цивилизованных горожан можно увидеть над входной дверью подкову. Это очень хорошо иллюстрирует тот анекдот, в котором посетитель, увидев над дверью дома прибитую подкову, спрашивает хозяина: «Неужели вы верите в приметы?» «Нет, – отвечает хозяин, – но говорят, что это помогает даже тем, кто не верит». Найдется «специалист», который вам скажет, правильно ли вы повесили эту подбивку для лошадиных копыт: если дугой вверх, то неправильно, ибо счастье из дома будет уходить, а если дугой вниз, то правильно – счастье само теперь направится в вашу квартиру.

Вообще человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это, как мы сказали, требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных, – а верой, так сказать, подручной, верой, заимствованной из местных преданий и основанной на соприкосновении хоть с чем-то таинственным. Например, человек не верит в Бога (или верит очень поверхностно) и соответственно не обращается к Нему со своими молитвами (либо молится крайне поверхностно), зато свято следует народным приметам, так что при выходе из дома ни в коем случае не допустит подметания полов. Происходит как бы восполнение отсутствия надежды на Бога надеждой на соблюдение сложившейся приметы. Зачем суеверному человеку хочется сплюнуть через левое плечо? Чтобы хоть чем-то внутренне заручиться – суеверие есть компенсация подлинной веры. И в то же время это попытка ощутить соприкосновение нашего мира с чем-то потусторонним. Такова вера в магическую силу камней, амулетов и пресловутой подковы, которую для счастья вешают над входом в дом.

Когда у человека нет подлинной веры в Бога, то богом для него становится что-то более близкое и понятное, на что он старается полагаться в собственной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и священный страх перед народными преданиями. И в то же время – еще раз повторим – суеверие есть попытка хоть сколько-то возвысить, одухотворить обыденность, только не с помощью обращения к Богу и стяжания благодати Духа Святого, а через признание в предметах этого мира какой-то таинственной силы, через видение в различных случайностях действия некоего превосходящего нас фатума, рока, судьбы. И все это – некая облегченная форма религиозности, при которой уповают на случайности как на закономерности и проявления неведомого нам высшего мира.

Прежде же всего суеверия есть внутренние узы, которые человек налагает сам на себя. Это множество невидимых цепей, которыми внутренне скован человек, так что он уже не может свободно жить, а все время чего-то боится, озирается, настораживается. Так, повальный страх вызывает необходимость возвращения сразу же по выходе из дома: пусть ты забыл очень нужную вещь, вернешься – все, сам виноват в дальнейших бедах. И автор этих строк не раз наблюдал нескрываемый ужас на лице суеверного родственника, когда тот видел мое возвращение в мою же собственную квартиру, как будто это становилось неопровержимым сигналом начинающейся со мной беды. Некоторые на всякий случай смотрят в зеркало, как будто твое же собственное отражение отменит повисший над тобой «рок». Вообще народные приметы и суеверия большей частью пронизывает откровенный пессимизм. Принцип максимального невезения имеет свою шутливую формулировку: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно случится». На то, по мысли суеверных людей, нам указывают народные приметы и всевозможные предзнаменования.

Особые суеверия связаны с днями, числами и месяцами, что весьма наглядно подтверждает скрытый в душах многих людей магизм. Например, повально, едва ли не каждым малоцерковным человеком, считается, что понедельник – день тяжелый (отсюда много дополнительных примет: ни за что важное приниматься нельзя – удачи не будет, в понедельник давать деньги – всю неделю расходы). Если 13-е число месяца совпало с пятницей, то это признается крайне несчастливым, так что человек тратит свои душевные силы на ожидание в этот день всевозможных неприятностей. Среди месяцев года особо трагическое положение уделяется маю, ибо рожденные в мае, убежден народ, будут маяться всю жизнь. Недолговечны, говорят, и браки, заключенные в этом месяце. Хочу, кстати, поделиться сведениями о себе: я родился именно в мае, в мае же вступил в брак, и двое из троих моих детей родились опять-таки в мае – вот какая у меня печальная участь!

Многие наши соотечественники дурным считают 29 февраля, называемое Касьяновым днем (в этот день в Церкви поминается преподобный Иоанн Кассиан Римлянин), равно и весь високосный год, в который, как полагают, случается больше смертей (автор, опять-таки, родился в високосный год). По народным поверьям, в Касьянов день нельзя начинать никаких дел, спать желательно до обеда (так меньше риска испытать неприятности), а лучше всего вообще не выходить из дома.

Об абсурдности подобных представлений хорошо наставлял святитель Иоанн Златоуст: «Кто убежден, что есть дни счастливые и несчастливые, тот в несчастливый день не будет заниматься добрыми делами, думая, что весь его труд останется тщетным и бесполезным по роковому свойству дня; равно и в счастливый день не займется теми делами, думая, что его нерадение нисколько не повредит ему по хорошему свойству самого дня, и таким образом он в том и другом случае будет терять свое спасение и, считая труды свои то бесполезными, то излишними, будет провождать жизнь недеятельную и порочную» (Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. СПб., 1898. С. 769).

Понятно, что никакие совпадения цифр и дней, «особые» числа или месяцы года сами по себе не несут человеку вреда. Понедельник тяжел лишь для тех, кто накануне провел время беспорядочно. Так, у того, кто много выпил в воскресенье, в понедельник болит голова. Оправдывая себя суеверной приметой, таковой не спешит на работу, опохмеляется и тем самым лишь больше расстраивает собственную жизнь. Если воскресный день был посвящен утомительным просмотрам фильмов, то на следующее утро тоже будет достаточно тяжело. Таким образом, понедельник труден не по своему положению в неделе, а в связи со злоупотреблением людей свободным временем в выходные дни. Кто умеет пользоваться временем, у того первый после воскресного отдыха день будет связан с творческим подъемом и легкостью.

В Церкви каждый день недели кому-либо посвящен, в частности понедельник – святым бесплотным ангельским силам (ангелы сотворены первыми, они первенствуют в святости по сравнению с людьми, поэтому после воскресенья бесплотные силы и вспоминаются первыми). К ним в этот день в храмах обращаются особые молитвы, и с их помощью понедельник у христианина может пройти легко, подобно самим бесплотным.

Каждый день, в который Бог дал нам жить, освящен Его присутствием, и помощь Его в делах человеческих открыта тем, кто ищет ее. Поэтому не чисел или дней следует опасаться христианину, а только греха. Уклонение во грехи влечет за собой наказание, и такое время становится для человека действительно злым, на какой бы день недели или месяц года это ни придется. Жизнь же в верности Богу влечет за собой мир души и внутреннюю радость, будь то понедельник, пятница 13-го или еще какой страшный для суеверных людей день. Итак, для нашего счастья каждые сутки жизни нужно посвящать исполнению Божиих заповедей.

Апостол Павел, кстати, упрекал некоторых из христиан, напоминая им прежнюю их жизнь в язычестве: «Не знав Бога, вы служили , которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал. 4: 8–11).

Магическое сознание современного общества выражается в том, что в одном и том же журнале публикуют информацию о предстоящих церковных праздниках и заговоры на урожай, сведения о христианских святынях и народные приметы. То и другое для читателя есть область таинственных сил, соприкасающихся с нашей жизнью (если, конечно, не область народных обычаев). Человек наденет на себя нательный крестик, но также с любопытством послушает, какой драгоценный камень является его талисманом, и если его кошелек позволяет, то несомненно приобретет таковой.

Суеверие пропитывает жизнь человека, не утвержденного умом и сердцем в Православии. Он, конечно, чтит святыни Церкви и полагает необходимым посещать изредка храм, но он же считает страшным проступком, например, передавать свечу через левое плечо.

В бездумном обрядоверии, когда исполнение обряда становится выше любви к человеку и выше самого человека, тоже есть отсвет суеверия и магизма. Ибо такой обрядоверец не замечает своим сердцем Бога и потому не ценит созданного по образу Божию человека, ожесточенно толкает оказавшихся рядом людей, поступающих не по его принципам, блюдя свой таинственный обряд, как блюдут язычники истукан от захватчиков. Поэтому мы видим жестокость по отношению к только что зашедшим в храм людям, которых безжалостно тыкают за любое неправильное действие, как будто своими первыми робкими шагами навстречу Богу эти люди повредят храму и богослужению. Поэтому, с другой уже стороны, мы видим суеверное отношение к церковным службам, а затем и разочарование людей, принявших какое-либо таинство и после этого заболевших или испытавших жизненные трудности – им думалось, что точно соблюденный чин избавит от всех земных бед, тогда как Бог самые бедствия включает в Свою заботу о нас.

Вроде бы церковные люди иной раз скатываются к суевериям, когда кажется, что прочти акафист – и уже получишь, чего хотел, или, если не произнес перед выходом формулы: «Отрицаюсь тебя, сатана…», как раз и попал в искушение. Есть девушки, которые считают, что если позвонят на Пасху в колокол (в некоторых монастырях пускают на Пасху звонить всех желающих), то смогут в течение этого года обрести своего избранника. А где же при этом Бог с Его Промыслом, с Его знанием сердца человеческого и того, что полезно и нужно конкретному человеку?

Даже отношение к церковным святыням может стать вполне суеверным. Это случается тогда, когда человек бездумно полагается на какой-то священный предмет: поясок, ладанку, кулон с образом святого, не вспоминая при этом ни о Боге, ни об элементарных правилах безопасности. Например, такое случается, когда автолюбитель не пристегивается ремнем безопасности с тем оправданием, что автомобиль освящен и на передней его панели помещена икона. Мы видим здесь глупость, прикрытую благочестием. Человек игнорирует принятые правила безопасности, как бы считая, что Бог подаст ему беспечальную езду в связи с самим фактом присутствия святыни. Конечно, уместен вопрос: зачем же тогда автомобили вообще освящают и помещают внутри них иконы? Автомобили освящают потому, чтобы они были так же, как и христиане-водители, осенены благодатью Божией, а значит, избавлены от присутствия темных сил, способных только вредить. В таком случае, действительно, возможно избавление от ряда ситуаций, в коих авария провоцируется искушением демонических сил, допустим, внушающих мысль неоправданного маневра или склоняющих водителя ко сну. В житии святителя Николая Чудотворца повествуется, как во время морского плавания святитель увидел диавола, вошедшего в корабль, чтобы потопить его во время шторма, и святой угодник своими молитвами избавил судно от опасности. Это житийное событие подтверждает ту истину, что бесы действительно могут вредить нашему транспорту, препятствовать мирному путешествию человека. Вот почему необходимо освящение транспорта. Помещенная внутри автомобиля икона обращает и здесь внутреннее внимание водителя к Богу. Однако все это не повод считать себя изолированным от земных превратностей. Промысл Божий может допустить и аварию на пользу душе человека, отстегнутый же ремень безопасности становится виной водителя, провоцирующего возможный ущерб своего здоровья и жизни.

Популярный амулет от сглаза

Распространенным суеверием является вера в сглаз. Даже выдающийся католический богослов Фома Аквинский (1225–1274) верил в возможность сглаза и писал в своей «Сумме теологии», что душа старой женщины чаще бывает исполненной зла, отчего сам взгляд ее становится ядовитым и опасным, особенно для детей. Согласно простонародным представлениям, сглаз есть причинение вреда своим взглядом, оставление на другом человеке своим взглядом дурного следа. Таким образом, всякую естественную болезнь или плохое настроение можно приписывать чьему-то дурному глазу. Конечно, можно рассуждать о том, что взгляд праведного человека излучает добро, а взгляд грешника – зло, что это и оставляет дурные последствия, но в таком случае мир давно бы сгорел от взаимных испепеляющих взглядов. Как дурной глаз причинит вред душе, если она обращена будет к Богу? Не чужой злой взгляд, а наша личная реакция на него отражается на нашей душе и нашем настроении, так что от нас зависит, не сглазим ли мы сами себя.

Что же такое суеверие? Это, как уже видно по самому слову, есть суетная вера, то есть вера пустая, неподлинная, напрасная. Подлинная вера тем и отличается от суеверия, что истинно верующий не глотает бездумно любой «духовный» продукт. Подлинной вере сопутствуют трезвость и рассудительность, лишь при которых и можно воспринять подлинную духовность. Суеверие же есть вера всеядная, близорукая и наивная, обращенная ко всему без разбора.

Мы уже говорили, что суеверия – некая альтернатива жизни в истинной вере. Подлинные духовные ценности еще не возобладали в душе подобного человека, а потребность опираться на что-то сверхъестественное осталась. Люди интуитивно ищут духовной защиты. Не имея живой веры в Бога, они используют различные обереги и полагаются на суеверия и приметы, будто бы влияющие на нашу жизнь. Итак, суеверный не столько верит во что-то, сколько боится. Его постоянно преследуют страхи, и в самых суевериях он ищет способ защиты от них. Суеверность наиболее обостренно проявляется у людей тогда, когда они испытывают сильные переживания или трудности, когда перед ними стоит вопрос о преодолении ряда проблем, необходимость выбора или принятия решения, сдача серьезного экзамена или выполнение ответственного дела.

Кроме того, в душе есть потребность психологически упорядочивать свои действия, опираясь на какие-то ценности. Обращая внимание на суеверные обычаи, человек невольно выстраивает собственное мировидение по определенному строю, системе, старается контролировать собственные поступки в согласии с этой системой, посредством чего обретает психологическую уверенность в правильных или неправильных действиях. Это дает успокоенность и имитацию стабильности в жизни. Например, люди, как принято, сидят перед дорожкой, а сидят на самом деле лишь потому, что через это они успокаиваются и подсознательно настраиваются на то, что расстаются не навсегда. Огибая путь, пересеченный черной кошкой, человек психологически настраивается на лучшее: он якобы избавил себя от возможной беды.

Таким образом, суеверие – это способ самозащиты, способ поверхностный, когда человек интуитивно ищет невидимой помощи, проявляемой посредством внешних событий, примет и действий как символов духовной реальности, влияющей на нашу судьбу. При этом сердце человека спит, он остается в некой самоуспокоенности, машинально выполнив суеверный обычай или положившись на людскую примету.

Подлинная же вера затрагивает глубины души человеческой, когда пробуждается сердце, и христианин предстоит пред Богом с чувством Его живого рядом присутствия. В таком случае он понимает, что жизнь управляется не стихией таинственных сил, а Промыслом Божиим, то есть Его чуткой и мудрой заботой о нас. Конечно, далеко не все верующие осмысляют все тонкости своей веры, но ведь не все и можно выразить словом, однако в глубинах души верующего уже произошло решительное изменение – опыт молитвы, соприкосновения с духовным миром, опыт общения с Богом он не променяет уже на суеверную пустоту. Сами обряды христианина: крестное знамение, поклоны, прикладывание к священным иконам, помазание святым елеем и пр. – выражают его духовное отношение к Богу, стремление его сердца к Господу и желание воспринять благодать Духа Святого. Ведь наша душа теснейшим образом связана с телом, и потому в христианстве внешние действия суть знаки и символы духовного сокровища нашей веры.

Каждый церковный обряд возвышает нас над обыденностью и помогает соприкоснуться с тем, что выше земных чувств и измерений. Например, сложение трех перстов есть исповедание единого Бога Троицы, а осенение себя крестным знамением есть исповедание крестной Жертвы Христовой, благодаря которой побеждены диавол и грех. Так и возжженная свеча символизирует наше молитвенное горение пред Богом и свет истинной веры, озаряющей сумерки мира.

Таким образом, церковные обряды возвышают над стихиями мира, настраивают на внутреннюю свободу и независимость от складывающихся земных обстоятельств. В суеверных же обычаях ситуация противоположная: не имея глубокого внутреннего отношения к Богу, человек теряется в страхах и неизвестности, хватается за сам обряд как за спасительную соломинку, избавляющую его от якобы висящего над ним рока. Суеверный тоже обращается к потустороннему, но рассматривает его как непонятную стихию, проявляющуюся здесь в виде примет и суеверных обрядов.

Суеверию присуща та особенность, что основное значение придается чему-то совершенно незначительному, случайному, несущественному, тогда как на главное, существенное и значительное не обращается почти никакого внимания. В этом смысле суеверие, опять-таки, кардинально отличается от истинной веры. Ибо, когда речь идет о вере, человек осознанно, всем своим существом обращается к Богу, живое присутствие Которого чувствует сердце верующего. Не приметы и не случайно составившиеся обстоятельства здесь становятся критерием жизни, а заповеди Божии и совесть верующего, подсказывающие, как поступать.

Почему же, как кажется, исполняются некоторые суеверия? Потому что часто бывает: во что человек поверил, то для него и становится реальным. Суеверный сам соотносит события своей жизни с содержанием суеверий, сам подгоняет свою судьбу под суеверия и приметы, выстраивает в своем воображении причинно-следственные связи, подобно тому, как древние язычники видели в событиях своей жизни подтверждение истинности своей мифологии и веры в богов. Нередко этому прямо помогают темные силы. Например, кто верит в НЛО, тому оно и действительно может явиться по действию демонических сил. А в отношении внутренней зависимости от суеверий хочется вспомнить прекрасные слова святого апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5: 1).

10 околоцерковных суеверий, которым не стоит верить

Если чёрная кошка перебегает вам дорогу — это к несчастью и нужно немедленно вернуться и пройти к пункту назначения другим путём или как-нибудь напугать бедное животное. Вот какую силу над многими из нас имеют суеверия… К несчастью, для некоторых приходящих в Церковь различного рода пустые предрассудки также имеют огромное значение.

Всевозможные приметы и суеверия очень, нет, даже ОЧЕНЬ вредны… Зачастую они заслоняют от находящихся в Церкви самое главное — Господа нашего Иисуса Христа, а также пугают столкнувшихся с ними новоначальных христиан.

Бояться этих народных мифов не стоит, как и поддерживать или распространять их. Помните, что если вас смутило какое-либо высказывание находящегося в храме человека, или даже церковнослужителя, вы всегда можете подойти к священнику и справиться у него, насколько это соответствует церковной практике.

А чтобы вы, придя в храм Божий не испугались и легче смогли отличить правильную церковную традицию от выдумок, мы подобрали для вас ряд примеров, с которыми довелось столкнуться нашим знакомым:

Крещение даёт ребёнку «небесную защиту» и исцеляет от болезней

Это не так. Особое здоровье или исцеление через Таинство Крещения дети получить могут – но только не от самих вод купели, а от Бога, через посредство благодати в виде милости и ответа на ваши молитвы.

Крещение не даёт малышу какой-то особой духовной защиты, не гарантирует его от совершения грехов и ошибок. Оно лишь констатирует, что по вере родителей их чадо становится новым членом Церкви Христовой, призывает на ребёнка благословение Божие. А защиту и достойное воспитание должны давать малышу его родители.

Падение иконы в доме — к смерти кого-то из близких

На самом деле, падение иконы — к созданию более надёжного крепления. Если икона упала, значит вы плохо позаботились о том, чтобы надёжно установить или повесить её и следует не откладывая исправить ситуацию.

Икона в доме необходима для молитвы. В своём жилище мы размещаем образы святых, наиболее близких нашему сердцу, к которым мы чаще всего обращаемся с нашими скорбями или с благодарностью за помощь. Икона является священным предметом, но скорее «окном» в мир общения с Богом, а не каким-то «духовным компасом».

При этом икона может упасть, треснуть, выцвести, облупиться и т.п. но это не означает ничего плохого. Такое происходит с разными предметами находящимися в доме, священными и не священными и зависит от материала, из которого они изготовлены, условий хранения и других, довольно обыденных факторов.

Беременную в храме могут сглазить и в ребёнка вселится бес

Говорящие подобное просто невообразимо погрешают против здравого смысла! Если бы в ребёнка в материнской утробе в церкви вселился ангел, это ещё куда ни шло. Хотя это тоже суеверие, но хотя бы было логично — в освящённом месте вселился добрый ангел… Но бес — это за гранью понимания!

Ещё царь и пророк Давид в своей Псалтири восклицал: «Господь щит мой и спасение моё — кого мне бояться?» Для верующего человека не страшны никакие сглаз и порча. Страшной и ужасной для него должна быть потеря духовной связи с Богом, совершение греха, отделяющего его от Небесного Отца. А чьи-то косые взгляды не должны его особенно заботить, мало ли какое у человека настроение…

Так что верующая мамочка не должна бояться посещать храм Божий в период беременности. Наоборот, ей стоит стремиться к тому, чтобы напитываться лучшими впечатлениями, и передавать ребёнку положительные эмоции от молитвы или размышлений над услышанным Евангелием.

Если человеку стало плохо в храме — это потому, что он грешник, если младенец кричит перед Святой Чашей — он станет грешником в будущем

Как правило, все приходящие в храм люди -грешники. И даже служащие в алтаре священники стремятся к святости, но иногда также совершают грехи. Храм — это духовная больница для желающих исцелиться. И если бы в нём каждому грешнику становилось бы плохо — все мы устилали бы собой его пол.

Если человеку плохо в храме, это скорее всего вызвано приступом какой-то болезни, духотой в помещении или временным недомоганием, а если перед Святой Чашей плачет и размахивает руками младенец — значит ему страшно и обстановка вокруг непривычна — в этом случае просто следует успокоить малыша и постараться в будущем приносить его в храм почаще.

Если вы увидели, что кому-то в храме стало плохо, проявите христианское участие и помогите ближнему — усадите или уложите на лавку, вызовите скорую.

Если за живого человека подать записку «Об упокоении», заказать отпевание или поставить свечу на канун, то он умрёт

Подобное понимание церковных таинств или треб — чистой воды магизм (то же относится к «сглазу» или «порче»). Мы совершили некое ритуальное действие и заставили, буквально принудили Христа выполнить нашу волю, забывая о том, что Его воля превыше нашей.

Господь сам решает, чем воздать тому или иному человеку за его поступки. Довольно часто случается так, что суд Спасителя отличается от нашего как минимум потому, что Ему известно больше фактов чем нам, а также потому, что Он милует нас, если мы раскаиваемся после наших падений.

Смысл же поминовения усопших заключается в том, чтобы просто помолиться Господу за тех наших близких, которые умерли для нас, но по-прежнему жив для Него, ведь Он над пространством и временем и у Него все мы навечно обрели право на существование. Если вас случайно или намеренно записали в записку о упокоении — не паникуйте. Господь сам помянет вас в том чине, к которому вы принадлежите.

Умерший на Светлой седмице (или умерший в храме) сразу попадает в рай

Если христианин умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину, который напоминает о том, что Христос победил смерть Своим Воскресением и христиане наследуют его плоды. Если же верующий умирает в храме — чин его погребения вообще никаким образом не отличается от общепринятого.

Участь человека в вечности зависит от состояния его души на момент кончины, близости человека к Богу, искренности раскаяния в совершённых прегрешениях, а вовсе не от календарной даты или места окончания его земной жизни. Жизнь вечную наследуют те, кто уподобляется Богу в добродетелях и обращается к Нему в молитвах.

Если поставленная вами свеча потухла или чадит — это к несчастью

На самом деле здесь стоит задуматься над тем, из какого материала изготовлена свеча и хороший ли у неё фитиль и в следующий раз постараться купить более качественные свечи.

Церковная свеча — это символ нашей молитвы перед Богом за себя и за своих близких. В конце концов можно обойтись и без этого символа — помолиться за дорогих сердцу людей своими словами и подать записку с их именами для поминовения священником на литургии.

Не верьте во всевозможные «знаки». Основным знаком, который Господь подал нам давным-давно является Священное Писание. Старайтесь больше слушать в храме и самостоятельно читать дома Святое Евангелие, сообразуйте с ним ваши действия и тогда получите действительную духовную пользу.

Если в святое место, например на могилку святого или возле известного храма, монастыря или источника поместить записочку с желанием — оно исполнится

Также некоторые загадывают желание, ставя свечу в храме. Всё это — такой же магизм, как и подача записок «Об упокоении» за живого человека. А если наше желание повредит другому человеку? Если оно не принесёт пользы нам самим? Господу виднее, стоит ли исполнять наше желание вообще.

Но допустим, что мы просим у Бога что-то очень доброе, светлое и чистое, что-то такое, что невозможно использовать плохо. Спасения души, например. Зачем оставлять для этого какие-то записочки и возлагать свои надежды на эти клочки бумаги, если можно возложить свою надежду на Самого Бога, обратить к Нему свои молитвы и тем гораздо более надёжно испросить Его благословения на то, что нам нужно.

Подобрал потерянный крестик — взял на себя «крест» или грехи человека

Что такое нательный крестик и зачем он нужен христианину? Для особой защиты от демонов? Нет, ведь он ничем не поможет верующему, совершающему преступления. Крест необходим нам для напоминания нам самим о том, что мы христиане. Он помогает нам ощущать свою причастность к Церкви, чаще обращаться мыслями к Богу.

Если вы нашли чужой нательный крестик — значит его просто кто-то потерял… Человек вероятно купит себе новый, а найденный вы можете отнести в храм и отдать в церковную лавку или отмыть его и подарить человеку, у которого своего крестика нет.

Что же до грехов человека — они личный волевой выбор каждого и остаются со своим носителем до тех пор, пока он не принесёт Господу искреннее покаяние. Их невозможно кому-либо «передать» или у кого-то «забрать», как и нельзя покаяться за другого человека.

Икона или крестик в машине защитит от аварии, в кошельке — от кражи денег, в доме — от пожара

Если вы не молитесь помещённым в кошелёк образам, а только носите их с собой, то это обыкновенная суетная вера в обереги и талисманы. В таком случае можете положить туда же подковку или кроличью лапку — эффект будет одинаков. В случае, если вы не предпринимаете более никаких усилий для сохранности своего имущества, долго и в хорошем состоянии оно у вас не останется.

Если христианин помещает икону в дом, машину или бумажник — то делает это с той же целью, с какой носит нательный крестик. Чаще видя рядом христианские образы и символы, он чаще обращается с молитвой к Богу. А уже Господь охраняет и защищает доверившегося ему человека от бед и напастей.

При этом не стоит искушать Господа — нужно и самим проявлять разумную осторожность: в доме устанавливать хорошие двери и замки, кошелёк носить поближе к телу, а машину водить осторожно и аккуратно.

Андрей Сегеда

Православие и приметы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *