Тамара Федоровна вицина

Подбор актёров

Памятник Бывалому, Балбесу и Трусу в Перми.Скульптурная группа в Ереване (угол ул. Амиряна/ул. Теряна)

По рассказу директора Музея трёх актёров Владимира Цукермана, с первого раза, без проб, был утверждён только Вицин на роль Труса (Гайдай видел в этой роли только его).

На роль Балбеса пробовался Сергей Филиппов, Гайдай размышлял также о Борисе Новикове. Но как вспоминал сам Никулин, он был фаворитом с самого начала:

Кто-то из помощников Леонида Гайдая рассказывал потом: — Когда вас увидел Гайдай, он сказал: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин — то, что нужно»

На роль Бывалого был приглашён Иван Любезнов, который отказался из-за плохой физической формы — ему было тяжело бегать от собаки. Моргунов был взят по рекомендации Ивана Пырьева, предлагавшего сначала Игоря Ильинского (но тот оказался занят). Ещё одной кандидатурой был Михаил Жаров, но тот, как и Любезнов, отказался из-за предполагавшейся по сюжету беготни (ему было уже за 60). Бывалым мог стать и Станислав Чекан.

Исполнявший роль неформального лидера троицы Бывалого Моргунов был самым молодым из трёх актёров (1927 г. р.), а игравший зависимого и инфантильного Труса Вицин — самым старшим (1917 г. р.).

Вицин, Никулин и Моргунов любили разыгрывать импровизированные сценки в образе своих персонажей, забавляя знакомых.

Дальнейшая история

После первых короткометражек Гайдай не планировал возвращаться к этим персонажам в своём творчестве, но в 1963 году его уговорил сделать это Морис Слободской, приступивший к работе в новой гайдаевской картине «Операция „Ы“», причём Гайдай сопротивлялся. А в 1965 году, ещё до премьеры «Операции Ы…», создать ещё один фильм о Шурике и Троице Гайдая умоляли уже Слободской и Костюковский. Рабочий вариант сценария имел название «Шурик в горах» и включал две части, одна из них впоследствии стала фильмом «Кавказская пленница», вторая — о поисках Шуриком снежного человека — была Гайдаем отвергнута. Несмотря на то, что задуманный сценарий одобрялся мосфильмовским начальством, сценарно-редакционная комиссия подвергла проект жёсткой критике, утверждая, что троица себя изжила, утяжеляет фильм и т. д. Поначалу отказывался сниматься и Никулин, не желавший быть славным как Балбес. Гайдай пообещал, что Троицы в фильме не будет, а Костюковского и Слободского заставил поклясться, что они задействуют Троицу в последний раз.

Гайдай получал массу писем от кинозрителей с просьбами снимать трио ещё и ещё. Режиссёр Дыховичный говорил ему: «Вы, Леонид Иович, таких типов нашли — на всю жизнь хватит. Их можно куда угодно поместить, хоть в космос». Однако, на худсовете, обсуждавшем фильм, против трио выступили Майя Туровская (перекривлялись), Эльдар Рязанов (раздражает), Виктор Авдюшко (троица уже устала), Б. Кремнёв (надо сократить). Гайдай возражал.

Троица перестала существовать для Гайдая после его ссоры с Моргуновым во время работы на «Кавказской пленнице». Натянутые отношения с режиссёром установились у артиста ещё на съёмках «Самогонщиков». Тогда Моргунова «проработал» Пырьев, поклонник артистической тройки. Никулин тоже был раздражён излишними повторениями этих персонажей. Тем не менее, Трус, Балбес и Бывалый ещё несколько раз появлялись вместе в фильмах других режиссёров, часто в эпизодических ролях. В последние годы жизни режиссёра примирение Гайдая и Моргунова всё же состоялось.

Игровые кино- и телефильмы

«Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» (1961—1962)

Троица впервые появляется в короткометражных фильмах «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», которые вышли в составе киноальманаха «Совершенно серьёзно». Здесь трио занимается браконьерством и самогоноварением. В обоих случаях сообщники терпят фиаско, этому способствует пёс Барбос.

Дайте жалобную книгу (1964)

Фильм Эльдара Рязанова. Трус, Балбес и Бывалый появляются в эпизодической роли коллег в ресторане, успев стать участниками драки, к концу фильма их (Трус и Балбес) показывают на рабочем месте — в магазине верхней одежды в роли продавцов. Бывалый, судя по контексту, директор этого магазина.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)

В третьей части серии коротких новелл Трус, Балбес и Бывалый сходятся в схватке с другим персонажем Гайдая, студентом Шуриком. Нанятые проворовавшимся заведующим складом, они пытаются инсценировать ограбление. Шурик, случайно оказавшийся охраняющим склад, воспринимает их всерьёз и оказывает вооружённое сопротивление. Ограбление оказывается неудачным, и троицу, усыплённую собственным хлороформом, сдают в милицию.

В первый час (1965)

На «Голубом Огоньке» Трус, Балбес и Бывалый предстали в образе скрипачей, веселивших людей.

Сказки русского леса (1966)

Новогодний музыкальный фильм, в котором Трус, Балбес и Бывалый сыграли браконьеров.

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)

Трус, Балбес и Бывалый подрабатывают мелким жульничеством на Кавказе. Их нанимают местный функционер Саахов и его водитель Джабраил для похищения девушки Нины, племянницы Джабраила, которую хотят насильно выдать замуж за Саахова. В девушку влюблён студент Шурик, схватку с которым персонажам предстоит проиграть. Это единственный фильм, где показан суд над шайкой.

Семь стариков и одна девушка (1968)

Фильм Евгения Карелова, в котором Трус, Балбес и Бывалый появляются в эпизодической роли грабителей: они похищают деньги у инкассатора, но в результате организованной с участием героев фильма погони деньги возвращают государству.

Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (1977)

В этом фильме-концерте Трус и Бывалый снялись в роли музыкантов, они изображали то скрипачей, то вокалистов. Бывалый играл на аккордеоне, на балалайке и на скрипке.

Комедия давно минувших дней (1980)

Трус и Бывалый противостоят, а потом помогают Кисе Воробьянинову и Остапу Бендеру в поисках клада. Это последний в облике оригинальных актёров случай появления шайки, причём уже без Балбеса — Никулин отказался от участия, считая образ «замыленным».

Ссылки

Внешние изображения

Г. Вицин, Е. Моргунов, Ю. Никулин

  • Тайные романы Никулина, Вицина, Моргунова — Комсомольская правда
  • д/ф «Закулисные войны в кино» // ТВЦ, 2015
  • д/ф «Трус, Балбес и Бывалый. Прощание» // ТВЦ, 2016

Этот апрель богат на даты, связанные с уникальной в мировом кино троицей: Трусом, Балбесом и Бывалым: 40-летие выхода на экраны «Кавказской пленницы», 80 лет со дня рождения Евгения Моргунова, 90 лет со дня рождения Георгия Вицина. А еще ровно 25 лет назад клоуна-пенсионера Юрия Никулина, не имевшего высшего образования, временно назначили художественным руководителем Цирка на Цветном. Это «временно» затянулось на 15 лет, до его кончины.

В прошлом номере еженедельника директор Музея трех актеров Владимир Цукерман рассказывал о том, как родилась знаменитая троица и кто был виноват в ее развале на самом пике славы.

ТРУС увел жену у учителя

— Владимир, вместе с «Кавказской пленницей» в народ шагнула и стала очень популярной песня «Если б я был султан, я б имел трех жен!». А как у самих Труса, Балбеса и Бывалого сложилось с женами?

— Если судить по штампу в паспорте, то каждый имел одну. Хотя… Знаешь, какой смертельный номер отчебучил по молодости Георгий Вицин? Увел супругу у своего учителя, патриарха МХАТа Николая Хмелева, игравшего самого Ивана Грозного! Между прочим, Хмелев после этого не стал хуже относиться к талантливому ученику. Проявил лояльность. А вскоре сам отбил жену у Михаила Яншина — легендарную Лялю Черную. Актриса Дина Тополева (Хмелева) была старше Вицина. Несколько лет они прожили в гражданском браке, потом расстались. Но долго еще Вицин помогал ей деньгами, продуктами, лекарствами.

Официальная супруга Вицина Тамара Федоровна Мичурина — родная племянница знаменитого советского селекционера. Работала в театре костюмером, гримером, бутафором. Как-то на Пасху Вицин заглянул в гримерку, где та сидела с подругой. «Девочки, я пришел похристосоваться!» Трижды поцеловал каждую, подарил крашеные яйца. И вскоре пошел с Мичуриной в загс.

«Дураки женятся молодыми, — любил позже повторять актер. — Умные не женятся никогда. А я — полудурок, в 35 лет женился».

Удивительный парадокс: позже на съемках фильма «Женитьба Бальзаминова» 10 красавиц актрис советского экрана сами пытались его соблазнить. Бесполезно. Хотели даже подпоить, угощали коньяком. Он спокойно брал стакан, полоскал горло и выплевывал: «Я так пью коньяк! Очень полезно для горла». И тогда Мордюкова с горечью произнесла: «Никому он из нас, бабоньки, не достанется!» А Вицин тогда был мужчина видный. В 48 лет играть в «Женитьбе Бальзаминова» 27-летнего Мишу! Не удержалась Мордюкова, подколола экранного женишка: «Не пьешь, не куришь, к бабам не пристаешь! Ты не мужик, ты — труп!» «Нет, я — йог!»

— Он что, действительно, как йог, стал равнодушен к женской красоте?

— Как тебе сказать… Возможно, романы и были. Но история об этом умалчивает. Георгий Михайлович вообще был очень скрытный. Ни один журналист, например, не был у него дома. Я заглядывал. Но только в его отсутствие. Как-то, вынимая для музея экспонаты и информацию, спросил у Тамары Федоровны: «А как насчет измен?» Она улыбнулась: «И он мне изменял, и я ему». Дословно.

БЫВАЛЫЙ наградил сыном Джину Лоллобриджиду?

— Схожая судьба у Моргунова, — продолжает рассказ директор Музея трех актеров. — Евгений Александрович долго жил гражданским браком со своей Вавой — балериной Варварой Вяльцевой. Та тоже была намного старше. Потом официально женился на Наталье Николаевне. Она окончила два института — МАТИ (авиационно-технологический) и ВГИК. Киновед, между прочим.

Увлечения молодости Моргунова — дела давно минувших дней. Во ВГИКе на их курсе были в основном девушки, будущие звезды советского экрана. Мужики-то воевали. В знаменитой «Молодой гвардии» тоже красавиц молодых хватало. Жаль, что его там кастрировали.

— Как кастрировали?!

— Вернее, обрезание сделали. Моргунову досталась большая роль — предателя Стаховича. Когда фильм сняли, выяснилось, что Стахович подпольщиков не предавал. Пришлось почти все кадры с Моргуновым вырезать. Его вообще во многих фильмах вырезали. То за крамольные сюжеты режиссеров, то за ершистый нрав актера. Одному из недругов Моргунов отомстил весьма оригинально.

Тот киночиновник принуждал в своем кабинете молодых актрис к сексуальным услугам в обмен на роли. Моргунов в самый подходящий момент пробрался по пожарной лестнице к окну кабинета и сфотографировал весь интим…

Заходит в кабинет, плюхается на кресло: «Ну что? Как мы будем разговаривать?» «Нахал! Вон отсюда!»

— Я могу выйти, но вы же потом сами будете долго просить вернуться.

Доведя начальника до белого каления, Моргунов небрежно бросает на стол пачку фоток. Чиновник побледнел: «Я предлагаю вам дружбу, разрешите называть вас на «вы», по имени-отчеству».

Эту историю рассказывал Борис Сичкин, «Буба Касторский», друг Моргунова.

Женившись, остепенившись, Евгений Александрович если и приударял за женщинами, то больше для эпатажа. Утверждал, что у Джины Лоллобриджиды растет мальчик от него. Когда на кинофестивале нашего актера представили самой Катрин Денев, он заявил: «Мне не надо Катрин Денев, мне хотя бы Катрин часов!» «Ах, какой проказник!» — улыбнулась звезда.

Во Франции Лайма Вайкуле попросила сводить ее в знаменитое варьете «Лидо».

Моргунов и глазом не моргнул: «Мы с тобой пойдем в «Лидо», только после, а не до…»

Таких историй много. И не поймешь, где правда, а где вымысел. Многие в СССР, например, считали, что знаменитая телеведущая Светлана Моргунова — его жена.

…Как-то заглянул ко мне после парной. И оставил дипломат с банными причиндалами. «Потом заберу…» Шапочка, простынка, рубашка и две тапочки. Женские. Обе на левую ногу. Может, для хохмы там лежали.

Через 10 дней Евгений Александрович умер. Теперь дипломат с женскими тапочками — экспонат музея.

…БАЛБЕСА познакомила с невестой лошадь

— Юрий Никулин и в личной жизни отличался от друзей-комиков, — смеется Цукерман. — Никаких гражданских браков. Женился 23 мая 1950 года. Все шутил, мол, говорят, жениться в мае — всю жизнь маяться. А он не мог неделю до июня дотерпеть. Татьяна Покровская закончила Сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. История их встречи просто фантастическая.

Клоун Карандаш с ассистентами подбирал новую лошадку в цирк. Помощников попросил развлечь хозяек толстой коняшки Лаптя — девушек из сельхозакадемии. «Что вы делаете в цирке, такой худой и долговязый?» — спросила Никулина Таня.

— Приходите завтра, увидите, — ляпнул тот.

Она пришла. И увидела жуткую картину. Карандаш по ходу номера пригласил желающих поучиться кататься верхом. Вызвался «зритель» Никулин, подсадная утка. Лошадь на арене понесла, долговязый ассистент попал под копыта. К окровавленному Никулину вызвали «Скорую». В Склифе звонок из цирка принимала, не поверишь, медсестра Лидия Ивановна Никулина. Родная мама! Можешь представить ее состояние! Диагноз — «два сломанных ребра и сотрясение мозга». Первым в Склиф к пострадавшему пришел Карандаш. За ним — девушка Таня с домашним печеньем. При выписке врач сказал: «Купите лошади килограмм сахара. Ударила бы всего на сантиметр выше, я бы вас не лечил».

Когда Таня сообщила любимой тете, что познакомилась с артистом, та поинтересовалась, из какого он театра. Услышав, что Юра клоун, тетя чуть в обморок не свалилась. Последний раз она видела живого клоуна в 1913 году — он был страшно пьян, валялся в опилках с размалеванной рожей…

Пришлось устроить смотрины. Только после этого сыграли свадьбу. Выйдя замуж за клоуна, Татьяна перешла работать в цирк. Сначала получила роль мальчика в пантомиме, потом стала партнершей мужа. Отсюда и ушла на пенсию.

Никулин 47 лет прожил с одной женой. Уникальный случай в актерской среде. Все между ними было, но они быстро мирились. Как-то вышли из машины, налетела толпа поклонниц. За автографами. Жена заторопила: «Пойдем, Юра». «Ишь какая! — воскликнула одна из дамочек. — Сама попользовалась, дай другим». Однолюб!

— Но, согласись, больше всего слухов ходило как раз про увлечения однолюба Никулина.

— Его романы с Наташей Варлей, Людмилой Гурченко, тем более с женой Карандаша — миф. Просто рабочие, дружеские отношения. Хотя Татьяна Николаевна и ревновала к Гурченко, но, может, по каким-то другим причинам. Они же вместе снимались у Германа в «20 дней без войны». Про увлечение Никулина наездницей Гитаной Леонтенко, да, слышал от Леонида Бабушкина. Тот с 50-х годов работал фотографом в цирке, много чего видел и снимал. Позже Гитана ушла из цирка, стала женой никулинского друга Алексея Баталова. Великого нашего актера.

Экстрасенс Вика подчинила себе Никулина

— Главная тайна Никулина — его отношения с экстрасенсом. Стас Садальский рассказывал, что у директора Цирка на Цветном в последние годы объявилась некая женщина, игравшая ту же роль, что и знаменитая медсестра в жизни умирающего Брежнева.

— Виктория Виклюк? Да, была такая акробатка-эквилибристка, работала с мужем на першах. Номер откровенно слабый. Не хочу даже вспоминать.

— А ты ее сам-то видел?

— Здрасте, приехали! Я с ней был хорошо знаком. Виклюк даже меня к Юрию Владимировичу не допускала! Три часа как-то продержала в предбаннике, обещая кое-что дать для музея. И вручила… свою фотку без Никулина. Я чуть не чокнулся. На его 70-летие я пришел в цирк с букетом. Юбиляра в кабинете не было. «Вываливай цветы на стол и отваливай!» — скомандовала Виклюк. Хамство самое настоящее…

— Как же слабая акробатка могла тебя, директора музея, не допускать к главному экспонату?

— Так она всех гоняла от него, как собак.

— Тут какая-то загадка, Володя…

— Видишь ли, когда мы, мужики, влюбляемся, то становимся полными дураками. И ничего тут не попишешь. Она же смогла подчинить Никулина еще и как экстрасенс. Стала секретарем, личным врачом. Делала массажи, диетический супчик готовила, таблетки давала. По всему миру с ним разъезжала.

Она действительно чем-то таким обладала. Мой друг Толя Шибанов, главный фотограф Министерства культуры, однажды послал ее куда подальше. «Мне сам Никулин назначил встречу!» Виклюк лишь сделала пас в его сторону, даже не притронулась… И здоровяк Толя сразу сник. Позже признался мне, что целую неделю болела грудная клетка. А служил покойный Толя во флоте, имел разряд по вольной борьбе.

— Значит, Юрию Владимировичу было 70. А секретарше-экстрасенсу?

— 47.

— Почему жена молчала?

— Он же был очень известный человек. Не хотела раздувать скандал, выносить сор из избы. Ну куда в 70 лет разводиться? Мне рассказывали, что Максим Виключке даже в глаз дал.

Страдала не только семья, но и весь коллектив. Как-то Виклюк взяла обезьяну у народного артиста Азиза Аскаряна. Обезьяна умерла. Потом подралась с главным бухгалтером. Устраивала скандалы, орала на всех. Держала цирк в напряжении, все решала сама. Никто же не хотел идти против Юрия Владимировича. Друзья многие отвернулись от него в ту пору.

Когда стало совсем невмоготу, весь цирк взвыл, Никулин махнул рукой: «Делайте что хотите!» И один уехал в Париж на 4 дня. Народ воспрянул, тут же быстренько на общем собрании постановили уволить Виклюк вместе с мужем. А через полгода погиб инициатор того собрания — коммерческий директор Миша Седов. Его застрелили. Убийца, кстати, до сих пор не найден. Тогда-то Юрий Владимирович и назначил коммерческим директором Цирка на Цветном родного сына Максима. Эльдар Рязанов его откровенно спросил: «Как же можно так подставлять собственного сына?» «А как я могу подставить чужого сына?!» — ответил Юрий Владимирович.

— Что сейчас с Виклюк?

— Живет в Севастополе, пенсионерка. Говорит, что Никулин до 85 лет прожил бы, если бы ее не выгнали тогда из цирка. Теперь можно что угодно сказать, не проверишь. У всех великих были светлые и темные полосы в жизни. Виклюк можно считать темной полосой в биографии Никулина.

Запретная любовь


Георгий Вицин в молодости.
Он пришёл в театр имени Ермоловой со студенческой скамьи. Курс МХАТ-2, где учился Георгий Вицин, был расформирован. Он был одним из любимых учеников Николая Хмелёва, и по иронии судьбы, стал его соперником.


Николай Хмелёв.
19-летний актёр с первого взгляда влюбился в Дину Тополеву, жену Николая Хмелёва. Талантливая красивая актриса была примой театра и всегда пользовалась успехом у мужчин. После спектаклей с участием Тополевой, у театра её ждали поклонники, да и среди коллег недостатка в воздыхателях не было. Но сама актриса неожиданно стала симпатизировать молодому актёру.


Дина Тополева.
В жизни Дина (полное имя Надежда) была под стать Георгию: тихая и скромная. Они могли часами гулять по московским бульварам, держась за руки, могли вести неспешные беседы или просто молчать, сидя на скамейке в парке. В результате Дина Тополева ушла от супруга к Георгию Вицину, но официально свой брак они так и не зарегистрировали.
Николай Хмелёв в этой ситуации повёл себя очень мудро. Он не только не перестал давать роли своему ученику, но не стал устраивать никаких выяснений отношений.


Георгий Вицин.
Георгий Вицин очень любил эту женщину. 20 лет они были вместе в радости и в печали, но всё же расстались. Доподлинно неизвестно, стала ли инициатором прекращения отношений Дина Тополева, или причиной распада их союза стало новое чувство, посетившее Георгия Михайловича. Но даже после женитьбы актёра на другой женщине, он не оставил первую жену на произвол судьбы. До самого последнего дня её жизни он заботился о женщине, которую любил. Покупал ей продукты и лекарства, оплачивал домработницу, постоянно навещал.

Ответственное счастье

Георгий Вицин.
Супруга актёра безоговорочно приняла его решение помогать Дине Тополевой. Первая жена Георгия Вицина была практически членом их семьи. Дина и Тамара подружились, летом они все вместе выезжали на дачу. Наташа вместе с отцом навещала актрису, относилась к ней с уважением и любовью. Именно ей дочь Вицина могла спокойно доверить свои милые девичьи тайны. Он же просто не мог оставить без помощи женщину, с которой был счастлив целых 20 лет.

Георгий Вицин.
Он не любил давать интервью и вообще старался жить незаметно, находя источник радости не в славе и популярности, а в очень простых, обыденных вещах. Георгий Вицин умел любить. Это касалось не только близких и родных людей. Он вообще любил всё живое. Спас щенка, замерзавшего на улице, принёс его в свой дом и заботливо ухаживал. Он подкармливал всех бездомных собак в округе, варил специально для них кашу, а для голубей во дворе покупал хорошее пшено.

Георгий Вицин.
Осенью 2001 года после участия в концерте в Театре киноактёра Георгию Вицину стало плохо. Сердце. Через два дня после выписки из больницы его снова госпитализировали. Он ушёл из жизни 22 октября 2001 года. А на сороковой день после смерти хозяина умер спасённый ним когда-то пёс Мальчик.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Георгия Вицина

Личностью великого актера продолжают интересоваться даже спустя много лет. Он был удивительным человеком, который смог оставить после себя заметный след в истории кино. Фильмы с его участием до сих пор пользуются популярностью не только у старшего поколения, а и у более молодых людей.

Рост, вес, возраст, годы жизни Георгия Вицина – это далеко не полный список вопросов, на которые ищут ответы те, кто не до конца верит, что Георгию Михайловичу удавалось в зрелом возрасте играть восемнадцатилетних юношей. Если верить более давним источникам, то на момент смерти актера, ему исполнилось восемьдесят четыре года. Однако более поздние источники утверждают, что Вицин родился на год позже. Такая путаница могла произойти из-за его матери, которая, якобы специально, сделала сына на двенадцать месяцев младше, преследуя какие-то свои интересы.

Национальность Георгия Михайловича также иногда вызывает споры среди поклонников его творчества. Многие склонны думать, что у него в роду были евреи. На самом деле, его предки русские люди, поэтому эти предположения так и остаются лишь домыслами.

Проживи незаметно — вот мой девиз. Г.Вицин

У Георгия Вицина не было ни одной роли героя-любовника, ни одного брутального кинообраза — облик гайдаевского Труса прочно осел в сознании зрителей. Увы, в жизни актера типаж часто играет против него.
Трудно поверить, но у внешне несмелого, тщедушного и стеснительного актера было огромное количество неравнодушных поклонниц и не одна красивая история любви.
В 18-летнем возрасте он влюбился в жену своего учителя, великого актера МХАТ Николая Хмелева.
«Ты для меня загадка, над которой я ломаю – пустяки, если бы только голову, – свое сердце», – писал он ей.
Надежда или, как ее еще называли, Дина Тополева была на 16 лет старше Георгия, но, тем не менее, ответила на его чувство.
Скульптурный портрет Дины Тополевой, выполненный Георгием Вициным
Скульптурный портрет Николая Хмелева, автор — Георгий Вицин
Муж простил и жену, благословив ее, и любимого ученика, продолжая давать ему роли в театре. Чуть позже Хмелев (на фото он с Ольгой Андровской в фильме «Человек в футляре», 1939 г.) и сам увел жену у своего друга, Михаила Яншина – актрису театра «Ромэн» цыганку Лялю Черную. Ляля родила Хмелеву сына, а Яншин стал его крестным отцом.
Ляля Черная в фильме «Последний табор», 1935 год
Кода же Хмелев скоропостижно скончался, и Ляля осталась с двухлетним ребенком на руках, Яншин продолжал опекать ее и помогать, чем мог.
Георгий Вицин, автопртрет
Вицин прожил с Диной Тополевой 20 лет, до тех пор, пока не познакомился со своей второй женой, Тамарой Мичуриной.
До самой смерти Дины (она очень тяжело болела последние годы) Вицин заботился о ней и жил фактически на два дома. Покупал ей продукты и лекарства, а летом вывозил вместе со своей семьей на дачу.
Жена Георгия Михайловича подружилась с Диной, а дочь Наташа, и по ее же воспоминаниям, доверяла все свои девичьи секреты именно Дине, а не родителям.
Иные времена, иные отношения.
— Моя личная жизнь не должна быть на всеобщем обозрении. «Проживи незаметно» — вот мой девиз, говорил Георгий Михайлович…
К 100-летию ГЕОРГИЯ ВИЦИНАОригинал взят у sadalskij в Проживи незаметно — вот мой девиз. Г.Вицин
См.также:
Георгий Вицин (фото)
Знаменитая весёлая троица: Вицин, Моргунов и Никулин
45 лет фильму «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
Как Леонид Гайдай «Пес Барбос и необыкновенный кросс» снимал
«Джентльменам удачи» стукнуло 40 лет

Георгий Вицин, которого мы не знали

Он уже давно не нуждался в представлении – легендарный актер, сыгравший более 100 комедийных ролей. Персонажи Георгия Вицина стали классикой отечественного кино, а их реплики – нашими «афоризмами» на все случаи жизни. Исполненная им роль сэра Эндрю в экранизации «Двенадцатой ночи» Шекспира признана английскими критиками лучшей в истории постановок этой пьесы. Прославленная троица – Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов – не знала и не знает себе равных в комедийном жанре. Причем и Никулин, и Моргунов считали, что «Вицин на редкость талантлив» и они, «вместе взятые, не стоят его ногтя».

Прощальный монолог

За год до кончины Георгий Михайлович задавался вопросом: «Будут ли вообще воспоминания?» – и все чаще говорил о себе в прошедшем времени. Видимо, чувствовал – сдает здоровье. Вскоре лег в больницу. Тогда и согласился рассказать о себе нашему корреспонденту.

О себе…

— СКАЗАТЬ честно, не любитель я говорить о своей персоне, заявлять… Но к журналистам отношусь спокойно – у них своя работа, и, надо сказать, нелегкая. Я просто живу, то есть – живу просто. Моему браку давно перевалило за 50. Супруга – Тамара Федоровна, дочь Наталья – художница, талантливая девочка. Жена – моя половина. Когда с человеком долго живешь, с ним срастаешься, все становится общим. Конечно, были у меня и поклонницы, но я старался не реагировать… Сиюминутные отношения оставляют только неприятный осадок в душе и больше ничего. Противновато. Вот. А главное в личности – цельность. Нельзя, да и не нужно расточать себя на мелочи. Сокровенное душевное тепло стоит отдавать только очень близкому и дорогому человеку. Оно ему действительно нужно…

Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный. Всегда подставлю другую щёку и драться не буду… Просто потому, что это христианское мудрое правило. Меня порой кусают мои собаки, а я им прощаю – они ведь все такие несчастные, дворняжки… Я не взрывной. Нервы могут сдать, но я всё же стараюсь этого не допускать. Температура у меня не такая, чтобы играли страсти. Да я их и боюсь…

О времени…

— МНЕ лично проще жилось в сталинскую эпоху. Может, потому, что молодой был? Я учился бесплатно, отдыхал бесплатно. В школе МХАТа нам давали талоны на питание, платили стипендию, на которую очень даже неплохо можно

было жить. К тому же в молодости легче радоваться жизни…

В общем, вспоминаю те времена радужными и светлыми… А как сегодняшние дни будут вспоминаться – посмотрим… Будут ли вообще воспоминания? Очень жаль, что молодежь теперь сбита, совращена. Страшно. Я, слава Богу, в своей жизни даже к самым безобидным порокам остался равнодушен – не пью, не курю. Прожил больше восьмидесяти лет без этой дряни и дальше, думаю, уж как-нибудь обойдусь.

О ролях…

— В МОЕЙ жизни были серьезные роли – и в кино, и в театре. Режиссер Козинцев даже Гамлета во мне разглядел и был просто шокирован, увидев короткометражки Гайдая. Но я ничуть не жалею, что состоялся более как актер комедийный, а не драматический. Юмор в жизни все-таки много значит… Самое страшное – это трагедия на пустом месте. Если трудно жить, человек начинает относиться буквально ко всему чересчур серьезно, впадает в панику. Юмор спасает, позволяет правильно на все отреагировать и все пережить. Мне моя репутация комедийного актера приносила, к сожалению, не только веселье. Близкие – родные, друзья – не всегда правильно понимали мой экранный образ: бывало, обвиняли в легкомыслии, несерьезности… Потом еще раз посмотрят картину и говорят: «Нет, ты хороший, ты все-таки у нас хороший…» По-разному относились… Но я точно знал, что делаю, зачем и для кого. Моим ролям в кино предшествовал большой театральный опыт. В этом плане мне было легче – я знал, что такое зритель, контакт с ним. Я думаю, кино без театра невозможно. Немыслимо без театральной школы сыграть что-то стоящее в кино.

О смысле жизни…

— ВРЕМЯ доказало мне, что смысл жизни все же не в деньгах и не в славе. В свое время комедии, в которых снималась троица Вицин, Никулин, Моргунов, принесли государству миллионы рублей, а нам – ошеломляющую известность. Мы же всегда жили довольно скромно. И теперь я получаю (как бы это выразиться) общечеловеческую пенсию и… все, собственно. Никаких авторских гонораров за исполнение ролей с проката видеокассет и тому подобного – увы! Нормальную жизненную позицию человека вижу в терпении. Это главное, что в себе нужно развить. По-моему, пока жив, очень легко быть счастливым. А когда есть собака, жена, дочь и добрые воспоминания – это уже сверх нормы для пожилого человека!

О популярности

«УБИТЬ можно и любовью, и вниманием, и славой. Сколько хороших актёров погибло, когда их начинали выдвигать, популяризировать. Они не выдерживали. Нервная система у актёров слабая. Поэтому я ещё в свои двадцать лет понял, что, если слава подкрадывается, надо спрятаться.

О судьбе

«ВЕРНО ли, что человек предполагает, а Бог располагает? Этому всегда надо верить и не предполагать… зря».

Воспоминания

Комедия победила

У ВИЦИНА было большое будущее в театре. Причём лучше всего у него получались драматические роли. И в кино, кстати, тоже. Григорий Козинцев собирался сделать из него положительного киногероя с лёгким налётом иронии. Но несколько кинокомедий, в которых удачно сыграл Вицин, навсегда прилепили к нему амплуа комика. Потом примчался гайдаевский «Пёс Барбос…» Козинцев был ошеломлён. Однако зритель проголосовал «за». Комедия победила. «Какого драматического актёра потеряли!» – сокрушался Григорий Козинцев. «Зато какого комедийного нашли!» – парировал другой, не менее известный кинорежиссёр Григорий Александров.

Не от мира сего

В 50-х годах Вицин познакомился с молодой театральной художницей и бутафором Тамарой, и они поженились.

О том, как произошло знакомство, рассказывает Тамара Фёдоровна Вицина: «Я его не выбирала. Меня выбрал он. А я лишь ждала, когда это случится. Впервые я его увидела в фойе на фотографии в Театре им. Ермоловой. Пришла оформляться на работу, а все артисты уехали на гастроли. Ожидая администратора, я попросила разрешения у вахтёра посмотреть хотя бы на их портреты. Иду по кругу, смотрю: один портрет, другой, третий… Дошла до Вицина и вдруг остановилась. Шея длинная, похож на лошадь… Но меня всегда интересовали глаза. Смотрю: по форме – обычные, а по выражению… Я опять обошла всё фойе. И опять на нём остановилась. До сих пор не могу выразить того, что я поняла… Но, когда театр приехал, я уже вовсю работала в бутафорской. Всё было хорошо, да только она находилась совсем на другой улице. Не помню уже, сколько раз за сезон мы виделись, но, думаю, немного. Он был, как говорится, не от мира сего. Репетировал, играл, суток не различал. Всё самое главное в моей жизни случается в Рождество или на Пасху. Начиная с того, что в Рождество в шесть утра я родилась. На печке у моей бабушки. И с тех пор мне зимой не холодно и летом не жарко. А в ту весну, на Пасху, да ещё в двадцать три года, мне было и вовсе славно. Так вот, пришла я из своей бутафорской в театр, в реквизит. Подружки там мои собрались с куличами и пасхой. Посидели мы, посмеялись и уже поднялись уходить. Вдруг открывается дверь, и входит он с крашеным яйцом в руке. И говорит: «Девочки, я пришёл похристосоваться». Вот мы трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза и познакомились. Главное произошло. А в двадцать девять я уже родила Наташку…».

Рассказывают, что на съёмках «Женитьбы Бальзаминова» в Суздалеза Вициным пытались ухаживать десять актрис, но ни одна из них не добилась взаимности.

Как-то предложили ему на ужине водочку, думали, пропустит рюмашку, развеселится. Но они, бедные, не знали, что Вицин не пьёт.

«Ну что ж, бабоньки, – воскликнула тогда в сердцах одна из актрис, – видно, никому он так и не достанется».

Нонна Мордюкова:

— ВСЕ переживания с его уходом словами даже как-то и не выразить. Этот человек был многогранен, интересен, талантлив, добр. Истинно владел жанром комедии, но его трудно сравнивать с каким-нибудь комиком, клоуном. Во время выступлений часто любил читать Аверченко, да и сам смело сочинял смешные истории. В зале постоянно стоял хохот. Мы всегда бежали поближе за кулисы, чтобы лучше слышать. Серьезно работал в смешном жанре. И получалось у него это невероятно интересно. А так, если едешь вместе, он тебе и хлеба на перроне сбегает купить, и арбуз большой притащит, и угостит всех. Не скупой был совершенно.

В отличие от Никулина с Моргуновым Вицина нельзя было назвать рубахой-парнем. Он был в хорошем смысле одиноким, никогда не раздражал. Пустые разговоры, песни, гитары-балалайки – это все не его. Георгий весь был в книгах. Вообще отличался от многих коллег своей эрудицией. Даже на съемочной площадке всегда выглядел каким-то одиноким: вечно читал или роль учил… Во время съемок «Женитьбы Бальзаминова» в Суздале все актеры жили вместе. В городе осталось много церквей. Вицин был верующим и ежедневно утром обязательно ходил молиться. Молился один, ему нравилось, очевидно, быть одному.

Московский арбатский дворик

ЗДЕСЬ к Георгию Михайловичу Вицину относились и относятся по-домашнему, почти по-родственному. Его уход воспринимают как личную утрату. Соседка артиста по дому Наталья Петровна и не пытается сдержать слез:

— Многие Георгия Михайловича считали странным… Наверное, из-за редкостной скромности – ему всегда всего хватало. Сам же мимо чужой беды никогда пройти не мог. Вот и бомжей подкармливал. Они его ждали каждое утро, а если видел из окна, что кто-то копошится возле мусорных баков, выносил горячие сосиски, хлеб и несколько десятирублевок. Когда благодарили, говорил: «Идите с миром».

Всех животных бездомных кормил и судьбу их устраивал: сдавал в арбатский зоомагазин, где их бесплатно отдавали в хорошие руки. Причем всегда вместе с котятами давал пакет молока. Были у него и свои три собаки – «девочки», которых он держал в коридоре перед квартирой. Но однажды в лютый мороз увидел пса, лежавшего на люке теплоцентрали. Покормил, а потом, вернувшись домой, сказал: «Надо взять собачку, а то за ночь замерзнет». Животное вначале было злобное – никого к себе не подпускало, но Вицин Лая отогрел, и тот стал совсем ручным. Георгия Михайловича уже нет, а местные голуби, завидев его собаку, кружат над подъездом в ожидании хозяина с крупой. Мне кажется, что Лай был его единственным другом. Вицин просил Никиту Михалкова позаботиться о любимце. Может, Никита Сергеевич его возьмет к себе на Николину Гору…

Старшая по дому – Раиса Ивановна – включается в беседу:

— Георгий Михайлович жил замкнуто… И помощь ни от кого не принимал. Два часа его уговаривала заведующая центра социальной защиты взять продукты, но он твердо сказал: «Не надо – есть люди беднее меня. А я сам все куплю». Не принял и выделенных управой 400 рублей – даже паспорт спрятал, чтобы никто за него не получил. Четыре дня мы бились – так и отнесли обратно.

Все, знавшие Вицина, говорят о его бескорыстности, беспредельной доброте и уважении к человеку. Неважно к кому – бомжам, которых порой подкармливал и сам далеко не богатый артист, или к VIP-персонам, пытавшимся помочь ему.

«Я не артист, я его брат»

Популярный актёр никогда не имел собственного автомобиля. Он его считал таким же злом, как и застолье.

В очередях Георгия Михайловича узнавали и всегда пропускали вперёд. «Извините, – отвечал Вицин, – я не артист, а его брат. Так что постою вместе с вами…»

В последние годы жизни любимый всеми актёр жил на весьма скромную пенсию. Но его это, как он сам признавался, абсолютно не огорчало. «Я много лет проработал, но не воспитал в себе чувства зависти. Меня не волновало, дали мне роль или нет, заплатили на двадцать рублей больше или меньше. Я инстинктивно понимал, что мои коллеги, которые портят себе из-за этого нервы, заблуждаются. Я знал многих людей, которые из последних сил строили дачи, а вскоре после этого умирали в расцвете лет. Нельзя стараться сделать всё».

Последний путь

Актера не стало 22 октября 2001-го года. После гражданской панихиды в Доме кино траурная процессия отправилась на Ваганьковское кладбище, которое родственники Георгия Вицина выбрали местом его последнего пристанища. Здесь – в храме Воскресения Словущего – актера отпели. Весь путь от церкви до могилы процессия проделала в безмолвии – лишь печальный звук трубы одинокого музыканта провожал этого скромнейшего человека. Под оружейный салют предали тело земле. Солдаты, сопровождавшие гроб, затруднялись объяснить необходимость военного караула, но были благодарны родственникам за разрешение помочь. Вицина похоронили рядом с Михаилом Глузским и Владимиром Ворошиловым.

Могильщики сетовали на успевшую промерзнуть землю и мешавших работать зевак, а их начальник, провожая глазами заколоченный гроб, философствовал: «Это не человек уходит, а весь наш мир – с его юмором, героями и традициями. Молодые уже не поймут, а ведь сколько здесь лежит людей, на которых буквально молилось все наше поколение. При жизни их видеть не довелось, а здесь очень уж не хотелось. Таких гениев земля редко рождает. Его никто не сможет заменить».

просмотров (686)

Тамара Федоровна вицина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *