В летнем саду

Летний сад

Это самый красивый и самый известный сад Петербурга. Он расположен на острове, который также называется Летний сад. Его границы: Фонтанка, Лебяжья канавка, Мойка, Нева.

Летний сад для петербуржцев – это и особое место, и особое явление. Ведь даже настоящая весна начинается с Летнего сада. Считается, что петербургская весна наступает, когда с мраморных скульптур снимают зимние одежды – деревянные чехлы, которыми спасают произведения искусства от ветра, дождя и снега.

Первый регулярный сад Петербурга заложен в 1704 году. Пётр I лично принимал участие в проектировании. Идея устройства фонтанов также принадлежала Петру I. Правда, по его мысли, функции этих водяных забав должны быть шире, чем это принято в европейском паркостроении. Фонтаны должны были не только украшать сад, радовать посетителей и дарить прохладу в летний зной, но и образовывать, просвещать.

Ограда Летнего сада

Вот как описывал сад современник: «…В каждом углу сделан был фонтан, представляющий какую-нибудь Езопову басню. Все изображенные животные сделаны были по большей части в натуральную величину из свинца и позолочены. При входе же установлена свинцовая вызолоченная статуя горбатого Езопа. Государь приказал подле каждого фонтана поставить столб с белой жестью, на котором четким русским письмом написана была каждая басня с толкованием». К сожалению, все фонтаны погибли во время наводнений.

Создавали сад и его постройки лучшие архитекторы, среди которых Жан Батист Леблон, Доменико Трезини, Михаил Земцов, Варфоломей Растрелли.

В XVIII–XIX веках в саду протекала придворная жизнь столицы, здесь устраивались балы и гулянья. Сохранился Летний дворец Петра I, построенный Трезини, – один из первых каменных дворцов Петербурга.

Сад имеет строго геометрическую планировку, занимает около 11,5 гектара. На аллеях с двухсотлетними деревьями стоят мраморные скульптуры итальянских мастеров XVII–XVIII веков.

Сегодня в Летнем саду расположены семьдесят девять скульптур. Прежде всего, это портреты римских императоров, представленных в мраморе: Августа, Траяна, Нерона, Клавдия, а также бюсты Александра Македонского и Юлия Цезаря. В Летнем саду имеется большое количество аллегорических скульптур: Беллона, Слава, Минерва, Флора, Аврора, Архитектура, Аполлон и другие. Особое место среди них занимает аллегорическая скульптурная группа «Мир и Изобилие», расположенная неподалёку от решетки Летнего сада. Фигура юной женщины с рогом изобилия в левой руке символизирует Россию, а опрокинутый факел в правой руке – знак окончания Северной войны. Мир символизирует статуя Победы с пальмовой ветвью. Своей ногой она попирает поверженного льва, изображающего побежденную Швецию.

На зиму все скульптуры укрывают в деревянные чехлы, которыми спасают произведения искусства от непогоды.

Защитные деревянные футляры со скошенной крышей сконструированы по образцам скульптора Василия Демут-Малиновского, который во второй половине XVIII века следил за дворцами и парками Петербурга. Он-то и придумал, как защитить нежные мраморные итальянские изваяния от русской зимы.

Кстати, по традиции последней раскрывают самую ценную скульптурную группу Летнего сада – «Амур и Психея». Прекрасный миф о любви сына богини Венеры Амура к девушке Психее застыл в мраморе: восхищенная Психея наклоняется к своему таинственному супругу – через мгновение капля горячего масла, падающая из светильника, разбудит Амура, и он в гневе покинет Психею. Девушке придётся перенести немало испытаний, прежде чем она вновь обретёт своего любимого. Но старые липы Летнего сада, как всегда, решают по-другому – и капля масла из коварной лампы так никогда и не обожжет беззащитное тело спящего бога, и Психее не придется искать исчезнувшего супруга в страшных окрестностях античного Ада.

Между прочим, на аллее Старых лип вдоль набережной Лебяжьей канавки с конца XVIII века устраивался смотр невест. Эта традиция прожила вплоть до начала XX века.

На Карпиевом пруду (ближе к выходу на Мойку) живут лебеди. У южного входа в сад в 1839 году установлена порфировая ваза – подарок шведского короля Николаю I.

В 1720-х годах здесь появилась первая в Петербурге каменная набережная: она окружала небольшой «гаванец» для стоянки царских лодок в Летнем саду у Фонтанки.

Летний сад во второй половине XVIII века становится местом прогулок для петербургских жителей. Если по указу 1755 года разрешалось посещать сад два раза в неделю и в праздничные дни, то в XIX веке доступ в сад расширяется. Однако вплоть до 1917 года плохо одетому человеку вход запрещался.

История Летнего сада хранит немало традиций, сложившихся в это время: с 1751 года там устраиваются концерты оркестра роговой музыки, а позднее – оркестра духовых инструментов, общественные развлечения и большие праздники.

В XIX веке аллеи сада были местом встреч, прогулок для А.С. Пушкина, И.А. Крылова, И.А. Гончарова, П.И. Чайковского и многих других писателей, композиторов, художников. Пушкин писал своей жене: «Летний сад мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома…»

Конечно, особое место и даже явление Летнего сада – ограда, отделяющая сад от набережной Невы. Классический ритм чередующихся лаконичных строк чугунных копий, с изящным, словно в сонете, завершением в конце поэтического ряда – гранитных колонн, вызывает смутное, как во сне, необъяснимое ощущение чуда.

Ограда была создана по проекту Юрия Матвеевича Фельтена и Петра Егоровича Егорова в 1784 году и установлена вдоль набережной Невы на месте деревянных петровских галерей. Её величавая монументальность и вместе с тем легкий, ажурный рисунок принесли ей мировую славу. В ограде 36 гранитных колонн, увенчанных вазами и урнами. Колонны соединены железными звеньями из копий и прямоугольников, украшенных розетками. Совместная работа Фельтена и Егорова определила облик не только левого берега Невы, но в известном смысле повлияла на характер восприятия всего гигантского комплекса набережных обоих берегов.

Ограда принадлежит к шедеврам не только русского, но и мирового искусства. Под очарование ограды Летнего сада, которую порой называли восьмым чудом света, конечно же, попадали многие. И по этому поводу существует много легенд.

В XIX веке в саду были построены павильоны. Кофейный домик был возведён по проекту архитектора Карла Ивановича Росси. Центральный зал Кофейного домика украшают лепной фриз и две круглые кафельные печи. Чайный домик построил архитектор Людовик Иванович Шарлемань. На площадке перед Чайным домиком установили памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, созданный скульптором Петром Карловичем Клодтом.

Была сооружена и чугунная ограда по проекту архитектора Шарлеманя со стороны набережной Мойки.

С появлением ограды у петербуржцев появилось выражение «встретимся у Шарлеманя». Это означало совершенно конкретное место – напротив Михайловского замка, на берегу Мойки, у входа в Летний сад.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Летний сад — старейшая архитектура в северной столице, история создания которого прямо связана с появлением Санкт-Петербурга. В 1704 году Петр Великий выбрал участок земли у левого берега Невы, чтобы построить сад. Благодаря своему выгодному географическому положению, он, кажется, отделен от внешнего мира. Природная красота, архитектурная гармония, эстетика, сам сад — это то, что его отличает от других похожих на него мест.

Интересные факты о скульптурах

Очень многие наверное слышали о масштабной реставрации Летнего сада проходившей с 2009 по 2011 годы в результате которой Летний сад преобразился до неузнаваемости. Из пейзажного парка Летний сад превратился в регулярный, каким и был изначально по задумке Петра I. Не всем это понравилось, страсти кипели в интернете и в жизни несколько лет. Люди обычно с трудом расстаются с привычным.

Аллеи Летнего сада, Апполон и Артемида

На самом деле парк не совсем регулярный, ощущается небольшая ассиметрия, которую объясняют тем, что парк был разбит в бывшей усадьбе шведского майора, и дорожки усадьбы были ассимелированы в царский сад. Некоторые историки предполагают на основании погрешностей в симметрии, что Петр сам лично нарисовал план сада и даже план своего Летнего дворца, профессиональный архитектор не мог этого изобразить.

Статуи совсем не античные и даже не античные копии. Большая часть скульптур датируется началом XVIII века, т.е. по отношению к эпохе Петра статуи были современными. Дело в том, что в петровские времена Ватикан официально запретил вывозить античные скульптуры. Петру удалось вывести всего одну античную статую, сейчас известную под именем Венера Таврическая, в обмен на мощи святой Бригитты. Венера Таврическая уже давно хранится в Эрмитаже.

Амур и Психея. Школа Бернини, Италия, конец XVIII века.

Среди известных римских богов и аллегорий времен года встречаются совсем странные люди, например мало известная Марция Фурнилла жена императора Тита Веспасиана, какое отношение она могла иметь к Петербургу? Тит Веспасиан прославился тем, что разрушил Иерусалим и при нем был открыт Римский Колизей. Поставить бюст разрушителя христианской святыни и его жены, странное решение для православного государя.

Марция Фурнила жена императора Тита Веспасиана

Бюста Марции Фурниллы даже нет в официальном списке 92 статуй Летнего сада, под крайней мере под этим именем. Бюст шведской королевы Кристины так же выглядит странно, ведь в те времена Россия вела войну со Швецией и в то же время царь украшал свой сад бюстом врага? Это все равно, что Сталин бы поставил бюст Гитлера во время войны.

Я вообще слабо могу представить, как во времена Петра люди, которые испытывали потребность прикрывать срам лица бородой, могли воспринимать весь этот беспредел с обнаженными статуями языческих богов.

Единственным русским в этой компании римских богов, императоров и аллегорических статуй, как не странно является любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его памятник настоящий, отлитый из бронзы тем самым Клодтом, украсившим своими бессмертными творениями Анничков мост. Памятник Крылову бесспорно является любимцем детворы, ведь его постамент украшает целый зоопарк бронзовых героев басен.

Памятник Крылову в Летнем саду

В результате реставрации все скульптуры, кроме скульптурной группы «Мир и победа» были заменены на копии изготовленные из полимера и мраморной крошки. Оригиналы скульптур после реставрации выставляются в Михайловском замке. Климат Санкт-Петербурга не способствует сохранности мраморных изваяний, весь осенне-зимний период температура скачет через 0 при влажности 90%, и этот процесс способен превратить мраморную скульптуру в щебенку за несколько столетий.

Специалисты утверждают, что срок жизни мраморных статуй в нашем климате порядка 100 лет. Скульптуры Летнего сада прослужили целых 300 лет, благодаря многократным реставрациям и укрытиям на зиму в специальные футляры, навевающие ассоциации с туалетом на даче, но специалисты утверждают, что это наилучший способ сохранить статуи.

Футляр для зимнего хранения скульптур

Питерского климата не выдержала даже Порфировая ваза, хотя в отличие от мраморных скульптур она сделана из гранита. Это гораздо более твердый камень и сама Порфировая ваза моложе мраморных скульптур на сто лет и сделана из 5 отдельных частей и все равно не выдержала и раскололась пополам. Можете попробовать найти следы склейки.

Порфировая ваза

О фонтанах Летнего сада

В Летнем саду моего детства фонтанов не было, они погибли еще в далеком 1777 году во время катастрофического наводнения. Екатерина II решила их не восстанавливать. И так после более чем двухсотлетнего перерыва Летний сад вновь украсили фонтаны. Не которые из них повторяют фонтаны Петергофа, например, фонтан Пирамида.

Фонтан Пирамида

Любопытно, что в Летнем саду все фонтаны работают весь день. Я много поездила по Европе и такой роскоши я там не видела. В Версале фонтаны включают только по субботам и воскресеньям и вход в парк в это время становится платным. В Линдехофе (Бавария) фонтан включают на 3 минуты каждые полчаса, так что наслаждайтесь фонтанами в Летнем саду, это аттракцион не слыханной щедрости со стороны наших властей.

Самый шикарный фонтан Летнего сада — Коронный

Кстати Петр I посещал Версаль во время великого посольства и пришел в полный восторг и все наши дворцы и парки разбиты по образу и подобию Версаля.

Во время реконструкции в Летнем саду проводились археологические раскопки и один из фонтанов не стали восстанавливать, оформили его как музеефицированный раскоп. Уровень почвы в саду поднялся по сравнению с петровскими временами на 1 м, а возле Летнего дворца на 1,60 м.

Фонтан Лакоста, 1736 год, музеефицированный раскоп

Во время раскопок были найдены старинные водоводы в которых местами можно ходить, к сожалению посмотреть на них нельзя. Зато какую пищу эти находки дали альтернативным историкам.

Здания и боскеты в Летнем саду

Некоторые находки археологов выставлены в павильоне Птичьего двора. Там же выставлена мраморная статуя найденная в земле, можете посмотреть что с ней сделало время.

Боскет птичий двор

Сейчас птиц и зверей в Летнем саду нет, кроме двух лебедей в Карпиевом пруду, так что птичий двор обманка. Лебедей кстати зовут Руслан и Людмила, зиму они проводят в Ленинградском зоопарке.

В Кофейном домике сейчас расположен ресторан, по выходным там играют джаз. Это здание стояло в саду и до реконструкции, оно сохранилось с XIX века.

Кофейный домик, архитектор Росси, 1836 год

В годы Петра I в Летнем саду существовали оранжереи и огород, чтобы свежие овощи и пряные травы поступали прямиком к царскому столу. Здание Малой оранжереи так же появилось в саду после реконструкции 2009-2011 годов, оно целиком деревянное.

Малая оранжерея, воссоздана по чертежам 1738 года в 2010-2011 годах

Летом в Малой оранжерее работает кафе, а зимой ее используют по прямому назначению, как оранжерею для кадочных растений.

Мандаринчики зреют в Красном саду

Так же после реконструкции появился еще и боскет Менажерийный пруд, в петровские времена в нем содержали водоплавающих птиц, согласно тогдашней моде.

Боскет Менажерийный пруд Боскет Зеленые кабинеты

В общем после реконструкции парк стал другим. По моему сад стал интереснее для туристов и гостей нашего города, по газонам в нем не походишь, но и раньше это было запрещено, просто мало кто соблюдал, а для любителей пейзажных парков и местных жителей остался еще Таврический сад и парки пригородов. Для осмотра сада я бы рекомендовала выделить пару часов.

Не официальные историки считают, что Петр I, не основал город на пустом месте, а начал ремонт заброшенного города Тиля, стоявшего на этом месте ранее и отмеченного на старинных шведских картах, а некоторые историки полагают, что на месте Летнего сада было кладбище и все эти бюсты раньше стояли на надгробиях, но эта версия по-моему разбивается об очень ограниченный срок жизни мраморных скульптур в нашем климате. А что вы думаете по этому поводу?

Возможно вам будет интересна статья — Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Какую выбрать? В ней я привожу свои соображения по этому поводу, или вы захотите узнать Как самостоятельно съездить в Петергоф?, или вас заинтересует Как увидеть Янтарную комнату и не умереть? от изнурения в очереди, я имела в виду.

Достопримечательности Санкт-Петербурга| 8 | 53 333, сегодня 329 |

Летний сад . Решетка со стороны Невы

В 1783-1787 гг. берег Невы был расширен путем подсыпки и были устроены гранитные набережные Невы и Фонтанки. Чтобы ликвидировать контраст между нарядным обрамлением невского берега и не имевшей архитектурного оформления северной границы Летнего сада, было решено возвести здесь ограду.

Сооружение ограды со стороны Невы, начатое в 1770 г., завершилось в 1784 г. Ограда была построена по проекту выдающегося арх. Ю. М, Фельтена, ближайшим помощником которого был «заархитектор» П. Е. Егоров.

Ограда Летнего сада создавалась 15 лет. Ее металлические звенья выкованы на Тульском заводе купца Денисова. Цоколь и колонны, увенчанные урнами и вазами, вырублены из финского гранита. Благородство пропорций решетки, лаконичность рисунка, сочетание металлических частей с гранитом и позолотой ставят ее в ряд лучших произведений классицизма.

Арх. Ю. М. Фельтен предложил интересное решение, в котором удачно сочетался мотив колонн, восходящий к петровским галереям, со сквозной кованной решеткой, что также перекликалось с характером трельяжей. Классически стройные колонны, увенчанные вазами, вырублены из пютерлакского гранита и покоятся на массивном цоколе. Их монументальность оттеняется графически четким рисунком решетки, завершенной золочеными копьями и листьями аканта и связанной золочеными же розетками, которые проходят по средней высоте стержней. Совершенны по своей завершенности и утонченному изяществу створы ворот. В них «вписаны» выполненные из металла силуэтные изображения античных ваз с золочеными цветами. Ворота венчаются крутыми спиралями и пальметтой, что придает створам особую легкость. Ограда Летнего сада удивительно хороша и по своим пропорциям, и по соотношению камня и металла – массивности первого и легкости кованных вертикалей второго, — и по цветовой гамме. Розовато-серый гранит и золоченые детали гармонируют с «линиями», будто бы прочерченными графитом, звеньев. Ограда не заслоняет ни вид на сад, ни панораму на Неву и прекрасно читается на фоне зелени и серебристо-свинцовых вод реки и отраженного в ней северного неба. (, С.46-48, Наталия)

После покушения Д. В. Каракозова на Александра II (4 апреля 1866 г.), в 1867 г. в невской ограды сада, у главных ворот, где прозвучал выстрел, возвели часовню в память о чудесном спасении царя. Композиция решетки Летнего сада была нарушена. При установке часовни часть решетки была снята.

см.

В 1920-х гг. американские бизнесмены предлагали Совнаркому за решеку Летнего сада несколько (100?) паровозов. Нарком просвещения А. В. Луначарский от имени правительства отказался от такой сделки.

Н. А. Синдаловский в книге «Легенды и мифы Санкт-Петербурга» со ссылкой на книгу Г. Гермонт «Решетки Летнего сада и его окрестностей» 1938 г. пересказывает легенду о богатом англичанине, который наслышанный о красоте Петербурга, на склоне лет заявил, что ему необходимо увидеть ограду Летнего сада и Стрелку Васильевского острова. В пору белых ночей его яхта вошла в Неву и бросила якорь напротив Летнего сада. Очарованный сказочной красотой северных шедевров, англичанин отказался сойти на берег, заявив, что в этом нет смысла, т.к. более прекрасного он уже не сможет увидеть. После этого яхта снялась с якоря и взяла курс на Англию.

(добавил Наталия)

Решетка Летнего сада — символ Санкт-Петербурга. Про ограду в городе создано множество легенд и поразительных историй, частично — правдивых, а частично — выдуманных. Одна из таких историй говорит, что один англичанин, увидев с Невы ограду Летнего сада, отказался сходить на берег, заявив, что увидел самое прекрасное сокровище в городе.

Сад был открыт в начале XVIII века, а работы по изготовлению ограды начались только в конце столетия. На тульском заводе купца Денисова в 1771 — 1773 годах были выкованы 32 звена кованой решетки, большие ворота в центре и двое малых ворот справа и слева. Крупнозернистый карельский гранит доставляли для изготовления решетки из Финляндии. Различные мастера делали гранитные вазы, урны, отдельные детали решетки. Ограда была полностью подготовлена к 1784 году.
Авторство ограды Летнего сада до сегодняшнего дня вызывает споры. Согласно официальной точке зрения, решетка была создана по проекту Юрия Фельтена, непосредственным наблюдателем работ был Петр Егоров. Однако в документах той эпохи также названы и другие имена архитекторов, которые, по всей видимости, принимали участие в создании сооружения.
Изящный рисунок решетки, композиция, соблюдение пропорций — все это позволяет отнести решетку Летнего сада к лучшим произведениям классицизма. При том, что сама ограда является произведением искусства, она не заслоняет вид на сад, на панораму Невы, а, наоборот, только подчеркивает красоту города.





Совершенно справедливо заметил ученый Д.И. Соколов в 1824 году: «набережные Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира». Спусти почти два столетия можно вновь согласиться с этим утверждением.
Светлана Воробьева

В летнем саду

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *